Новости | Банки Калининграда | Курсы валют | Пресс-релизы | Рейтинг банков | Статьи | Вакансии банков | Форум | Кредитные организации |
Банки Калининграда
Вход для пользователей
Навигация
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 2 гостя.
|
Технологии обработки, хранения, защиты и поиска ключевых данных, необходимых для реализации банковской деятельности в Калининградской области21.06.2010 - 14:15
Деятельность любой организации, в том числе и кредитной, постоянно сопровождается процедурой документирования. Все действия и операции в банке сопровождаются соответствующими бумажными или электронными документами. Очевидно, что для банков, документооборот является основой их деятельности: клиенты, другие банки, вышестоящие и контролирующие организации представляют огромное количество документов, не говоря о тех, что создаются внутри самого банка. Каждый документ проходит определенные стадии обработки. От того, насколько легко получить доступ к необходимой информации, как быстро это происходит и удобно ли для клиентов, во многом зависит будущее кредитной организации, так как параметры этих процессов могут непосредственно влиять на конкурентоспособность банковских услуг за счет повышения или снижения качества обслуживания и увеличения или снижения операционных и административных издержек. Характерной особенностью информации как ресурса, является ее постоянное нарастание, что создает условия для накопления опыта, способствуя выработке и принятию эффективных управленческих решений. Задачей же системы управления банком является соответствующее юридическое и техническое обеспечение для подобного накопления информации; создание комплекса информационных технологий, обеспечивающих удобную, быструю, качественную обработку циркулирующих документов. Кредитные организации являются собственниками бумажных и электронных документов, могут хранить и обрабатывать их самостоятельно или в другой организации, в соответствии с правилами бухгалтерского учета и требованиями Центробанка, налоговой службы и других министерств и ведомств. Основными критериями выбора агента обработки (внутреннего или внешнего) являются качество, т.е. скорость нахождения и достоверность (аутентичность) необходимой информации и экономическая эффективность соответствующего выбора. Разнообразие информационных ресурсов, как по форме представления информации, так и по виду носителя,, их значительный объем порождает проблему нахождения данных, необходимых в конкретный момент времени и на определенной стадии подготовки и принятия управленческих решений. Эффективная реализация функции поиска и проверки достоверности (аутентичности) информации возможна лишь при соответствующей организации процесса хранения, учета и первичной верификации данных. С точки зрения реализации основной функции банка – кредитования физических и юридических лиц, в кредитной организации наиболее ценными являются документы по кредитной сделке, которые, в свою очередь, формируются в кредитное досье. Кредитное досье оформляется и ведется кредитным работником, ответственным за конкретный кредитный проект. В состав кредитного досье, как правило, входят следующие документы: 1. Документы проведенного кредитным работником и сотрудниками обеспечивающих служб анализа: Кредитные досье до передачи их в архив, должны храниться в помещениях кредитующих подразделений в сейфах или в шкафах, обеспечивающих их сохранность и недоступность для просмотра лиц, не уполномоченных на ведение кредитных операций, под ответственностью руководителей кредитующих подразделений. Дальше досье могут передаваться в архив банка или на внеофисное хранение и сопутствующую обработку. При неверном юридическом оформлении кредитных договоров, договоров залога или договоров, на основании которых клиент предоставляет обеспечение банку, может возникнуть существенный юридический риск. Ошибки в оформлении этих документов могут привести к потере возможности взыскания возмещения по договору (при наступлении дефолта по кредитному договору), полностью исключив вероятность получения денежных средств, предоставленных клиенту. Особенно актуальным в данном контексте видится подход, при котором действия по проверке комплектности и корректности оформления заключаемых в кредитующих подразделениях кредитных договоров переносятся на внешнее управление (особенно если банк уже пользуется услугами аутсорсинга: внеофисного хранения документов). Это позволяет, во-первых, наиболее объективно и независимо оценить процент ошибок и тем самым сравнить качество работы кредитующих подразделений (в частности, на предмет наличия коррупционной составляющей) и, во-вторых, снизить затраты на данный процесс и сосредоточится исключительно на основной деятельности банка. Многие отечественные банки показывают в последнее время значимые успехи в развитии систем риск-менеджмента, а по финансовым показателям и рентабельности превосходят многих западных коллег. Сегодня размер банка не является основным параметром финансовой устойчивости. Налицо другая тенденция: чем активней банк развивает розницу, тем больше у него вероятность нарушить свою финансовую устойчивость. И основной причиной этого является растущая просроченная задолженность. Нынешняя кризисная ситуация в финансово-экономической сфере характеризуется следующими тенденциями на кредитном рынке: 1. Снижение темпов роста кредитования. Таким образом, в недалеком будущем можно ожидать, с одной стороны, принятия банками усиленных мер по снижению своих издержек, а с другой - необходимости включения дополнительных операций и использования дополнительных информационных ресурсов в бизнес-процессе проверки всей документации по кредитным сделкам. На этапе рассмотрения кредитной заявки банком может быть привлечена внешняя организация для верификации данных потенциального заемщика и, возможно, также для оценки его платежеспособности. В настоящее время юридических препятствий для аутсорсинга операций по проверке благонадежности не наблюдается. Проблемы соблюдения норм Федерального закона «О персональных данных» и Федерального закона «О банках и банковской деятельности», связанные с передачей информации о заемщике и своих правоотношениях с ним, разрешаются путем включения соответствующих положений в кредитный договор. Большое значение для оценки возможности взыскания долга имеет наличие корректно оформленного и комплектного кредитного досье и достоверность информации о заемщике. Состав данных о заемщике может быть различным - от фамилии, имени и отчества до полной анкеты заемщика. Контролер агентства производит сверку досье на комплектность и корректность путем выполнения следующих процедур: На современном этапе весьма интересной видится тенденция и соответствующие ей технологии управления движением кредитных досье между банками. В ХХ веке наряду с традиционными акциями и облигациями появляются разнообразные производные ценные бумаги. Попытки банков не только привлечь дополнительные ресурсы, но и уменьшить риск своих операций привели в 70-е годы XX века к развитию такой финансовой инновации, как секьюритизация. Секьюритизация активов - это конверсия долговых требований банка по выданным кредитам в обращаемые на рынке ценные бумаги. Основные функции секьюритизации - рефинансирование, страхование рисков, управление ликвидностью. Процесс размещения ценных бумаг подразумевает согласование деятельности всех участников сделки по секьюритизации активов. Всеми участниками сделки разрабатывается структура и схема предполагаемой секьюритизации, включающая определение основных участников сделки и порядок взаимодействия между ними, порядок продажи и обслуживания активов, способ привлечения финансирования и его основные параметры, движение денежных средств. Происходит обмен соглашениями об оформлении сделки, юридическими и налоговыми заключениями об участниках процесса. После этого заключается договор, заключенный на основе документации, предоставленной банком-организатором. В пакет документов входит информация о кредитах, входящих в сформированный пул активов. Для соответствующей оценки реальной стоимости пула активов кредитной организации целесообразно применять технологии аутсорсинга в организации информационного и документационного обеспечения, в частности технологии сверки кредитных досье. Тогда, при условии выбора единого централизованного Хранителя (компании, занимающейся хранением и обработкой документов), все процессы верификации документации по пулу активов могут проходить дистанционно без какого либо участия собственника данного пула. Дополнительно, можно застраховать результаты соответствующей верификации, полностью гарантировав реальную оценку стоимости пула активов. А.В. Рыков Сайт: www.osgrm.ru |
Курс ЦБ на 22.11.24
1$ = 100.68
1€ = 106.08
Полезно знать
Последние темы форума
|