НовостиБанки КалининградаКурсы валютПресс-релизыРейтинг банковСтатьиВакансии банковФорумКредитные организации
Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 6 гостей.

Факторинг в отрасли. Продукты питания

09.04.2014 - 11:01
Факторинг в отрасли. Продукты питания

По итогам 2013 года оптовая торговля продуктами питания заняла 18% в обороте рынка факторинга[1]. Это одна из «любимых» отраслей Факторов: короткая оборачиваемость дебиторской задолженности, устойчивый спрос со стороны конечных потребителей и более-менее информативная база данных по покупателям. Однако наравне с очевидными плюсами есть минусы. Например, то, что продукты имеют свойство быстро портиться, а это чревато возвратами товара, отгрузки которого были ранее профинансированы Фактором. ifactoring расскажет обо всем по порядку.

В 2012 году объем рынка составил 9,15 трл.рублей. В 2010-2012 гг. номинальный темп роста рынка продуктов питания составлял 11% в год. Отрасль в течении последних 50-60 лет обслуживает один из самых крупных потребительских рынков в нашей стране, и такое положение сохранится как минимум еще 10-15 лет.

С учетом роста потребления, появления новых фирм-производителей и, соответственно, оптовых продавцов, а также на фоне новостей о географической экспансии без того необъятной страны, можно предположить, что цепочка поставщиков продуктов питания от производителя к конечному потребителю будет неуклонно удлиняться. Это предположение было бы верным, если не брать во внимание то, что сейчас многие думают об оптимизации затрат хотя бы для сохранения прибыли.

Уже за первые 3 месяца 2014 года из-за падение рубля по отношению к доллару и евро подорожали ввозимые в Россию продукты питания. В первую очередь это коснулось свежих овощей и фруктов — в зимнее время 70–80% от общего объема этих продуктов питания на прилавке - импортные. В январе зафиксирован 14-процентный рост цен на капусту, на 12% поднялись цены на помидоры, картофель вырос в цене на 11%, морковь — на 10%, а лук и свекла — на 9%. В сторону увеличения изменились цены и на мясную продукцию. 80% импортируемой говядины подросли в цене пропорционально снижению стоимости рубля. Продукты из свинины подорожали на 25%. На это повлиял не только нестабильный рубль, но и запрет импорта свинины из Европы. К лету ожидается подорожания и мяса птицы, яиц. Уже в марте-апреле увеличится конечная цена на муку и корма. Если курс валют стабилизируется на высоком уровне, весной молоко подорожает на 5–15%. Это обусловлено тем, что Россия обеспечена цельным молоком только наполовину, остальное импортируется.

В тех условиях, когда другие поставщики аналогичных товаров увеличивают стоимость на 15-20%, один из способов экономии – это неизменность цены на товар. Это возможно в том числе за счет сокращения цепочки поставок, когда, исключая посредников, можно сохранить прибыль, не повысив при этом отпускную цену.

Другой очевидный минус длинной цепочки – продукты быстро портятся из-за короткого срока хранения. Для удобства поделим отрасль условно на 2 категории: скоропортящиеся продукты (со сроком годности до 10 дней) и продукты, срок хранения которых от 10 дней до нескольких месяцев. Товары из первой категории «проходят» короткую цепочку поставок, и здесь характерна минимальная отсрочка платежа или полное ее отсутствие. Последняя особенность исключает возможность применения факторинга. Дополнительным барьером является жесткое регулирование, например, в молочной подотрасли, где Федеральный Закон №88 от (12 июня 2008 года) обязует каждого участника торгового процесса проходить профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям к должностям, а также знать и соблюдать должностные инструкции, технологические инструкции, санитарные и ветеринарные правила и нормы, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов[2]. Данные требования закона способствуют тому, чтобы производитель поставлял свою продукцию если не напрямую покупателю, то избирал наикратчайший путь.

Рынок молочной продукции является одним из крупнейших в российском секторе продуктов питания и напитков. Ожидается, что темпы его роста в стоимостном выражении по-прежнему будут самыми высокими (примерно 9–13%) – в основном это обусловлено более быстрым ростом цен на молочную продукцию по сравнению с уровнем инфляции потребительских цен из-за дефицита сырого молока (сырое и сухое молоко импортируются преимущественно из Белоруси). Другие факторы, стимулирующие рост на этом рынке, – увеличение объемов потребления и его продолжающееся смещение в сторону йогуртов и десертов: к 2015 году на эти сегменты, согласно прогнозам, будет приходиться более 30% от общих объемов рынка молочных продуктов.

Производители продуктов со сроком хранения больше 10 дней находятся в более выгодном положении с точки зрения применения факторинга, чем их коллеги по рынку с более короткой оборачиваемостью товара. Причем здесь есть такая закономерность - количество участников в цепочке их поставок тем больше, чем дальше конечный покупатель от производителя. В данной ситуации у каждого из участников цепочки поставок возникает потребность удовлетворять требования своих поставщиков, выполняя планы по закупкам с предоплатой или в крайнем случае оплатой по факту и одновременно с этим сохранять выгодные условия для своих покупателей, предоставляя им скидки или отсрочку платежа. Образуется кассовый разрыв. «Наша отсрочка платежа по всем контрактам составляет 21 день. Но мы не всегда можем запланировать, что приобретенную нами продукцию мы также скоро реализуем. Кроме того, мы не можем гарантировать оплату поставки покупателями без нарушения сроков договора. Чтобы быть уверенными в том, что средства будут выплачены в срок, предусмотренный контрактом, мы заключили договор с факторинговой компанией, застраховав себя тем самым от просрочек в расчетах с поставщиками, а покупателям предоставив необходимую отсрочку платежа» - «Сочи Маркет», Гл Бухг. Екатерина Бондаренко.

Основным критерием определения срока отсрочки является информация о финансовом состоянии покупателя – его устойчивость и качество платежной дисциплины. Если компания сильно закредитована, и большая часть ее имущества находится в залоге, то крупный поставщик с большой вероятностью откажет в коммерческом кредите. Но покупатель значительно увеличит свои шансы на получение отсрочки за оплату товара по факту, если возьмет на себя обязательство оплатить комиссию факторинговой компании за то финансирование, которое получит его поставщик. Однако именно здесь кроется еще одна особенность данной отрасли: маржа каждого из участников цепочки поставок невелика, и выходит, что факторинг экономически эффективен для покупателя с большими оборотами: «Используя факторинг, мы существенно сокращаем кассовые разрывы. А также, что не менее важно, получаем скидку от своих поставщиков, поскольку, обладая денежными средствами от Фактора, оплачиваем товар в день отгрузки к нам на склад. Это позволяет перекрыть комиссию, выплачиваемую за факторинговые услуги, и таким образом минимизировать наценку на наши продукты» - говорит представитель одной из компаний, пользующихся факторингом.

Следующий камень преткновения в отношениях покупателя и поставщика - объем закупок, который согласно договоренностям сторон сделки должен держаться на определенном уровне. В большинстве случаев поставщик заключает со своим клиентом договор, в котором оговаривается регулярность и объем закупок. За невыполнение условий предусмотрена система штрафов. Подобные обязательства могут также лежать на поставщике – отгрузить определенный объем продукции в указанные сроки. Порой, особенно у мелких и средних бизнесов, собственных средств на закупку или производство нужного объема товара не хватает. В этом случае факторинговое финансирование станет надежным инструментом выполнения договоренностей с поставщиками или покупателями.

Отдельно стоит отметить работу с торговыми сетями. Попасть в ТС стремятся все: от производителей продукции, не являющейся брендами до брендов федерального масштаба. Это порождает высокий уровень конкуренции среди поставщиков торговых сетей. В связи с этим торговые сети не сильно заботятся о своих поставщиках, диктуя свои условия. Они заключаются в регулярной поставке необходимой продукции по максимально низким ценам , в принятии поставщиком обязательств продвигать товар исключительно за свой счет, а также в особых требованиях к документообороту и логистике. Непременное условие работы с сетью – предоставление отсрочки платежа. Благодаря статье №9 ФЗ № 381 «О торговле» она не может превышать 45 дней. Но будьте уверены, сети воспользуются всеми сорока пятью. При этом не стоит забывать о таких специфических «сетевых» неудобствах, как ретробонусы и затраты на оплату места.

Но несмотря на все «но» поставщики стремятся попасть на полки в торговые сети во чтобы то ни стало – это значительно повышает их шансы на увеличение продаж и положительно влияет на узнаваемость товара. Последнее также способствует росту спроса, в том числе и на полках в других магазинах. Чтобы справиться с требованиями сеток, поставщики могут использовать факторинг.

Одна из основных тенденций последних лет – большое количество новинок. По результатам 2013 года Россия занимает второе место в мире по выпуску новинок, на ее долю приходится 24% (столько же и у США). Такое положение вещей стало ответом на запросы потребителей, которые, не менее, чем европейцы и американцы хотят видеть все больше новинок, а также креативных, необычных решений в сегменте продуктов питания. Поэтому ритейлеры ведут серьезную работу с ассортиментом. Уровень ротации ассортимента в некоторых сетях достигает 30% и более, а количество новинок, выпускаемых российскими производителями на продовольственном рынке, за 2013 года превысило 1000 наименований.

Это позволяет не только предоставлять сетям необходимую отсрочку, но и высвобождать средства для постоянного улучшения качества продукции пополнения ассортимента товара. «Войти в торговые сети можно только на условиях отсрочки платежа, поэтому мы и сами ее предоставляем. Используя факторинг, мы существенно увеличили срок предоставляемого кредита. То есть, если наша отсрочка 21 день, а клиенту хотелось бы получить 35, то мы удовлетворяем эту потребность с помощью факторинговой компании» - Денис Норин, Директор ТД «Витако».

Однако все познается в сравнении. С началом экспансии федеральных торговый сетей в регионы региональным поставщикам не позавидуешь: их продукция была интересна региональным торговым сетям, которых начали вытеснять с рынка федеральные ТС. Выходом из ситуации является классический факторинг в адрес региональных сетей и некрупных магазинов – он позволяет высвобождать оборотные средства и направлять их на развитие отношений с ФТС, стремительно захватывающих рынки в регионах. Ситуация же, когда региональные сети смогли бы конкурировать с федеральными сетями по цене, а также найти способ удержать покупателя, решается с помощью «Закупочного факторинга». Используя его, региональные сети получают отсрочку от поставщиков, высвобождают собственные средства и снижают отгрузочные цены для ФТС, одновременно снижая стоимость товара. «Мы смогли увеличить отсрочку платежа от своих Поставщиков до 120 дней. Это позволит нам запустить пищкомбинат для дальнейшего развития сети в регионе» - отмечает представитель сети «Кайрос», региональный производитель и дистрибутора продуктов питания.

[1] По данным Ассоциации Факторинговых Компаний

[2] Статья 23 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2008 г. №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
По материалам ifactoring.ru

Отзывы