НовостиБанки КалининградаКурсы валютПресс-релизыРейтинг банковСтатьиВакансии банковФорумКредитные организации
Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 11 гостей.

Сбербанк ставит на развитие сегмента электронных платежей

16.01.2013 - 11:25
Сбербанк ставит на развитие сегмента электронных платежей

Покупка банком платежного сервиса «Яндекс.Деньги» способна дать толчок развитию всей отрасли электронных платежей

Накануне нового года на банковском рынке произошло знаменательное событие: крупнейший банк страны вошел в капитал одной из ведущих систем электронных денег. Речь идет о покупке Сбербанком за $60 млн 75-процентной доли системы «Яндекс.Деньги». Вскоре будет создано совместное предприятие, которое займется активным продвижением безналичных расчетов. По словам гендиректора «Яндекс.Деньги» Евгении Завалишиной, основными направлениями проекта станут создание универсального платежного решения для интернет-магазинов, проведение регулярных платежей (оплата коммуналки, Интернета, сотовой связи) и денежных переводов между физлицами. По завершении сделки пользователи системы получат доступ к инфраструктуре Сбербанка (банкоматы, платежные терминалы), а банк сможет использовать клиентскую базу «Яндекса» для активного продвижения других своих продуктов.

Сделка стала своего рода признанием значимости сегмента электронных платежей для финансового сектора. «До этого мы видели слияния сетей терминалов, а также объединение небольших платежных платформ с небольшими банками, — говорит гендиректор компании RBK Money Андрей Морозов. — И вот в первый раз одна из лидирующих систем электронных денег была куплена крупнейшим российским банком. Это действительно знаковое событие для нашего рынка, на которое в ближайшее время будут ориентироваться другие компании и инвесторы».

Со стороны Сбербанка покупка вызвана желанием расширить количество предлагаемых сервисов. Сейчас через «Яндекс.Деньги» можно, как и с помощью обычной банковской карты, совершать покупки в Интернете, расплачиваться за услуги связи, ЖКХ, онлайн-сервисы и т.д. Кроме того, электронные деньги чрезвычайно популярны при совершении платежей в пользу третьих лиц. С их помощью удобно собирать комиссионные за пользование различными услугами в Интернете и социальных сетях, перечислять авторские отчисления и гонорары внештатным сотрудникам. На сегодняшний день в системе «Яндекс.Деньги» зарегистрировано более 12 млн счетов, каждый день проводится более 120 тыс. операций. В 2011 году выручка «Яндекс.Деньги» составила 383 млн рублей, увеличившись по отношению к 2010 году на 46%. Для сравнения: услугой «QIWI.Кошелек» пользуется более 9,4 млн человек, по данным компании, оборот группы QIWI за 2011 год составил 417 млрд рублей, а старейший проект в этой сфере, WebMoney, обслуживает более 16 млн счетов. Но это все экспертные данные, количество пользователей и финансовые результаты сами платежные системы официально не озвучивают. По данным же исследования TNS, проведенного по заказу «Яндекса» в марте 2012 года, 15% населения крупных городов России хотя бы раз оплачивали через «Яндекс.Деньги» какие-либо покупки или услуги. У конкурирующих систем этот показатель составлял около 10%.

С присоединением к Сбербанку система «Яндекс.Деньги» получит очевидные конкурентные преимущества и увеличит долю на рынке «электронных кошельков». Сегодня слабым местом большинства электронных платежных систем является момент ввода наличных средств и вывода их со счета. В большинстве случаев системы берут комиссию за эту операцию в размере порядка 3% от суммы перевода. В ряде случаев, если ввод и вывод средств осуществляется через партнерские банки и терминальные системы, комиссия не взимается. Если аналогичные условия «Яндекс.Деньги» смогут предложить пользователям при наличии у них банковских карт Сбербанка, то это привлечет к сервису множество потенциальных пользователей. Однако, по мнению экспертов, монополистом этот сервис все же не станет: другие крупные участники уже успели наработать достаточно стабильную аудиторию. «Российский рынок электронных платежей традиционно очень неоднороден, — объясняет Андрей Морозов. — Исторически на нем работает несколько основных типов платежных компаний — системы «электронных кошельков», сети платежных терминалов, платежные шлюзы и операторы мобильных платежей. Традиционно эти бизнесы не слишком пересекались и не являлись прямыми конкурентами. Например, даже старейшие системы «электронных кошельков» — «Яндекс.Деньги», WebMoney и RBK Money — никогда напрямую не конкурировали между собой». По словам эксперта, у всех была своя рыночная ниша, аудитория, и единственное, что их объединяло, — это общие для всех способы пополнения кошелька. «Пока что такая структура рынка сохраняется, но становится очевидным, что в целом в конкуренции побеждают те компании, которые смогли объединить сильные стороны нескольких сервисов в одном продукте. Если для традиционных компаний основной доход приносит комиссия за проведение платежа, то для QIWI и RBK Money все большую долю в структуре дохода занимают такие статьи, как цифровая дистрибуция, реклама или продвижение товаров и услуг», — говорит Морозов.

В мире рынок электронной коммерции развивается в течение последних 20 лет параллельно с ростом количества интернет-пользователей, расширением интернет-торговли и увеличением влияния социальных сетей и других интерактивных онлайн-платформ. Старейшему проекту в России 15 лет, так что рынок тоже можно назвать достаточно зрелым. Сегодня обороты этого сегмента финансовой сферы растут примерно на 30—40% в год. «Общий рынок ИТ-услуг в России сейчас составляет 450 млрд рублей, из них на платежные системы (переводы с использованием Интернета) приходится около 45—50 млрд рублей», — отмечает аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян.

Российский рынок небанковских платежей стал крупнейшим в Европе, и при этом он не похож на рынки других стран, где, как правило, есть только один крупный игрок. В этом сегменте у нас работает сразу несколько крупных компаний: «Яндекс.Деньги», WebMoney, «QIWI.Кошелек», совокупная доля которых составляет около 90% рынка, и множество участников поскромнее — RBK Мoney, «Деньги@Mail.Ru», i-Free и т.д.

В 2011 году были реализованы проекты, которые придали операторам электронных денег дополнительный вес. «Например, WebМoney продолжила активное сотрудничество с розничными банками, QIWI заключила стратегическое соглашение с Visa, — рассказывает председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. — Наиболее значимая новость 2011 года: системы электронных денег стали выпускать кобрендинговые карты, привязанные к «кошелькам».

Но настоящий толчок рынку дал закон «О национальной платежной системе», положения которого, касающиеся операторов электронных денег, вступили в силу осенью 2012 года. Он установил правила игры, сделал бизнес платежных систем и «электронных кошельков» более понятным для инвесторов. «Рынок стал прозрачнее, и интерес банков, ритейлеров к нему увеличился. Ряд банков задумался о поиске одного стратегического партнера или партнерских систем», — говорит Наталья Смирнова, начальник департамента персонального финансового планирования ФГ БКС. Впрочем, не обходилось и без конфликтов. «Сбербанк отказывал QIWI в пополнении счетов, затем отказывал в бонусах WebMoney, — вспоминает эксперт. — Mail.Ru Group прекратила сотрудничество с системой «Яндекс.Деньги» в пользу системы "Деньги@Mail.Ru». В дальнейшем ожидается консолидация мелких платежных систем в более крупные, которая будет сопровождаться повышением качества услуг, считает аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова. Но дело даже не в начавшемся переделе рынка платежных сервисов. Новый закон заставил все системы электронных денег начать работатьлибо в статусе небанковских кредитных организаций (НКО), либо в статусе банка. Для этого всем им потребовалось получить соответствующие лицензии.

К новым требованиям некоторые игроки подготовились заранее: WebMoney заключила партнерское соглашение с Консервативным коммерческим банком, а QIWI приобрела Первый процессинговый банк. Другие системы — RBK Money , «Единая касса» и «Деньги@Mail.Ru» — обзавелись лицензией НКО. «Те, кто по тем или иным причинам не смог зарегистрировать собственное НКО, спешно договаривались с банками о работе под их лицензией», — добавляет Андрей Морозов.

Что касается системы «Яндекс.Деньги», то поисковик «Яндекс» изначально планировал либо покупку доли в кредитной организации, либо, наоборот, продажу «Яндекс.Деньги» банку — на этом варианте в итоге и остановились. Но сделка затянулась, и «Яндекс.Деньги» пришлось срочно оформлять НКО. А вскоре, получив лицензию небанковской кредитной организации, «Яндекс» все-таки заключил стратегическое сотрудничество со Сбербанком.

Очевидно, что тандем Сбербанка и «Яндекс.Деньги» заставит активизироваться и другие банки. По мнению многих экспертов, игнорировать сферу электронных платежей финансовые структуры уже не могут, если они хотят остаться в розничном бизнесе. Правда, по словам Виктора Достова, вряд ли другим участникам «большой тройки» — QIWI или WebMoney — будет интересна продажа части бизнеса «классическому» банку,но «некоторые маленькие платежные системы захотят стать «дочками» крупных кредитных организаций». Что касается покупателей, то ими в первую очередь могут стать банки федерального уровня, имеющие широкий территориальный охват, обширную клиентскую базу и потенциал ее роста. «Такие организации могут быть заинтересованы в появлении нового канала продаж и, соответственно, в покупке участника рынка платежных сервисов», — считает начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева. А по мнению Андрея Морозова, в качестве покупателей могут выступить не только российские розничные банки первой десятки, но и относительно небольшие инновационные банки, такие как Связной Банк или «Тинькофф Кредитные Системы», а также иностранные платежные и интернет-компании, которые сейчас очень активно осваивают российский рынок. «Для последних основной ценностью в таком приобретении станет уникальная платежная инфраструктура, опыт борьбы со специфическими локальными рисками и, конечно же, не в последнюю очередь — работающие лицензии ЦБ РФ», — рассуждает Андрей Морозов. Возможно, по этому пути пойдет Facebook, объявивший о создании платежной системы в России, а также глобальный игрок PayPal, уже который год собирающийся освоить наш рынок.

В стратегической перспективе рынок электронных платежей может дать фору банковскому. Недаром же, по мнению экспертов Deutsche Bank, в мире в течение ближайших нескольких лет ожидается технологическая революция, в результате которой могут появиться такие конгломераты, как Google Bank или Apple Bank. Немецкие аналитики полагают, что традиционные финансовые учреждения с большим трудом смогут конкурировать в сфере электронных платежей с такими IT-гигантами, как Google и Apple. В результате своего технологического отставания банки могут потерять существенную часть этого рынка.

Что касается России, то, как показал опыт последних лет, операторы платежных систем по отдельным направлениям уже составляют конкуренцию «классическим» банкам, считает Виктор Достов. Электронные деньги вышли в «офлайн» и, скорее всего, будут только наращивать там свое присутствие, говорит эксперт, но, по его мнению, о замене «классического» банкинга услугами платежных систем речи не идет. «Наиболее вероятным представляется сотрудничество между двумя секторами рынка и более явная дифференциация между «тяжелыми» услугами (такими как выдача крупных кредитов, привлечение средств во вклады) и «легкими» сервисами (микрокредитованием, микроплатежами)», — полагает Достов.

Ожидается прорыв в области электронной коммерции, и все больше интернет-магазинов и онлайновых торговых площадок будут задумываться о расширении возможностей по оплате товаров и услуг электронными деньгами. «Потенциал торгового оборота через Интернет в России сейчас реализован менее чем на 10%, — отмечает Нарек Авакян. — На ближайшие 7—8 лет отрасль имеет надежные основания для роста». С ним согласен и Андрей Морозов. «Динамика рынка электронных платежей напрямую зависит от темпов развития рынка электронной коммерции и, конечно, общего состояния экономики», — считает эксперт. Развитию рынка в целом помогут и регулятивные действия властей. Так, возможно, свое продолжение получат инициативы по ограничению наличных расчетов, работа над которыми все еще идет. В результате больше платежей будет совершаться в безналичной форме, что увеличит интерес к простым в использовании интернет-кошелькам, не требующим открытия банковского счета.
Автор – Наталья Козлова

Журнал «Профиль», 11.01.2013

Отзывы