НовостиБанки КалининградаКурсы валютПресс-релизыРейтинг банковСтатьиВакансии банковФорумКредитные организации
Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 5 гостей.

Залог, как много в этом слове...

25.10.2012 - 11:19
Залог, как много в этом слове...

Российские банки пытаются застраховать кредитные риски, принимая в обеспечение самые разные ликвидные активы. Иногда вернувшиеся за неуплату залоги удивляют самих банкиров.

Судостроительный банк, в совет директоров которого входит детский писатель Григорий Остер, известный как автор «Вредных советов», получил в счет погашения долга по кредиту диски с компьютерными играми. Банки берут в залог и куда более экзотические вещи — ржавые трубы, подгузники, нижнее белье, гнилые овощи и скот.

Гора «Акеллы»

Компания «Акелла», разработчик, издатель и дистрибутор компьютерных игр, погасила долг по кредиту Судостроительного банка на 151 млн рублей весьма необычным способом. В счет погашения долга банк Григория Остера получил от «Акеллы» «ряд профильных активов, в частности, диски с компьютерными играми на всю сумму долга». Об этом «Известиям» рассказал вице-президент «Акеллы» Владимир Кудр.

В СБ подтвердили эту информацию, а также отметили, что диски планируется продать — и «Акелла» будет принимать активное участие в этом процессе. Точное число дисков в «Акелле» и СБ озвучить отказались, сославшись на коммерческую тайну.

Расплатившись с СБ, «Акелла» исправляет свой промах, который мог привести к банкротству компании. Кудр отметил, что представители банка вошли в положение компании, учитывая ее известность на рынке компьютерных игр, а потому согласились на нестандартную схему возврата долга. В итоге недавно иск от СБ к «Акелле» на 151 млн рублей был отозван.

«Акелла» основана в 1993 году. Многие геймеры со стажем впервые познакомились с «Акеллой» по локализациям импортных игр (Planet of Death, Prince of Persia и др). Компания набирала обороты, и к кризису число игр превысило 1 тыс. наименований. В собственной разработке компании и партнерских студий находилось около 60 игр. Кризис подкосил «Акеллу». До 2008 года у компании было несколько офисов, теперь остался один — у метро «Савеловская» в Москве. Штат «Акеллы», который насчитывал 250 человек, пришлось сократить в пять раз. Проектов, которые могут «выстрелить» и принести компании деньги в ближайшее время, нет.

— Последнее время «Акелла» работает «в ноль». Компании, которые не специализируются на онлайн-играх, несут серьезные потери: все уходит в интернет. В прошлом году розничный рынок упал на 30%, в этом году ожидается не меньшее падение. Но и сейчас его объем превышает $400 млн. После того как расплатимся с банком, мы все-таки рассчитываем выйти на прибыль, — говорит Кудр.

Экзотические залоги

Как правило, банки берут в залог недвижимость, землю, ценные бумаги или автотранспорт. Однако иногда они согласны довольствоваться весьма странными активами. Живые цыплята и партия гробов — лишь некоторые из них.

В ВУЗ-банке коллекционируют истории с экзотическими залогами и даже составили рейтинг самых странных из них. Так, в качестве обеспечения по кредитам российские банки принимали: домашнюю фотолабораторию — ванночки, реактивы и прочие инструменты, необходимые для проявки пленки в эру доцифровой фотографии; партию стеклянных банок емкостью по 2,5 и 5 л; манекены для демонстрации одежды; костюм кучера свадебной кареты.

Тройка лидеров рейтинга чудо-залогов выглядит так: на третьем месте — склад ядохимикатов, на втором — несколько десятков тонн удобрений (в том числе навоза). А самым странным залогом признано облицованное дно ручья. Именно такой залог был принят в качестве обеспечения по кредиту в одном из уральских банков. В интернете банки пытаются реализовать также находящиеся в залоге агрегаты по производству макаронных изделий, картофелекопалки и даже кладбище.

Несколько лет назад Россельхозбанку предоставили в залог медицинское оборудование в коробках. При этом, когда приставы пришли арестовывать имущество, оказалось, что в залоге как такового оборудования нет — его заменял муляж.

— Другой банк вместо высокотехнологичного производственного объекта получил в залог ржавую трубу, еще одна кредитная организация — склад гнилых овощей и фруктов (хотя изначально предполагалось, что обеспечением станут товары в обороте), — вспоминает начальник аналитического управления БКФ Максим Осадчий.

По словам депутата Госдумы, президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова, странные залоги — это вынужденная мера.

— Добросовестным заемщикам, берущим кредит на развитие бизнеса, может не хватать залогового обеспечения, и тогда они совместно с банком находят различные возможности, чтобы последнему не формировать дополнительные резервы на потери. По большей части экзотические залоги выдавались во время докризисного кредитного бума, так как банкротство компаний было редкостью, а, следовательно, подход банков к оценке ликвидности залогов — крайне лояльным, — пояснил Аксаков.

Сейчас ситуация изменилась, и банки стали более тщательно оценивать залоговое обеспечение, отдавая предпочтение ликвидному — вышеупомянутым недвижимости, транспорту, землям, ценным бумагам. Также интересным обеспечением банкиры считают товары, находящиеся в обороте. Но с этой категорией залогов нередки проколы — если банк не выехал на место и не проверил обеспечение надлежащим образом.
Известия.ру

Отзывы