НовостиБанки КалининградаКурсы валютПресс-релизыРейтинг банковСтатьиВакансии банковФорумКредитные организации
Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 11 гостей.

Платежная дисциплина в России и Европе – как рассчитывались с долгам

10.04.2012 - 17:05
Платежная дисциплина в России и Европе – как рассчитывались с долгам

На прошлой неделе агентство бизнес-аналитики Creditreform опубликовало отчет о платежной дисциплине в некоторых европейских странах в 2011 году. Аналитическая записка была подготовлена по результатам опроса экспортеров на предмет того, как быстро погашали задолженность покупатели из зарубежных стран.

Согласно исследованию в большинстве европейских стран покупатели по-прежнему допускают просрочки в оплатах. На платежную дисциплину контрагентов не жалуются только экспортеры в Скандинавию, Австрию и Швейцарию – треть компаний, экспортирующих товары в эти страны, получают оплату день в день, а у половины просрочка не превышает 10 дней. Порядка 58% экспортеров в страны Бенилюкс считают приемлемой просрочку в 30 дней со стороны покупателей в этих странах, но не более 50% бельгийских, голландских и люксембургских клиентов допускают просрочки свыше 10 дней. Покупатели из Франции, Испании, Португалии и Италии испытывают потребность в более длительной отсрочке по сравнению со своими более дисциплинированными соседями. Только каждый четвертый экспортер во Францию и каждый пятый в Испанию, Португалию и Италию получают оплату в течение месяца после отгрузки товара – почти половина респондентов заявила, что срок оплаты от, например, итальянских импортеров может превышать 60 дней.

Средний срок погашения задолженности (% респондентов)

Страна До 30 дней, % Более 30 дней, % Более 60 дней, %
Австрия/Швейцария 72.3 25.6 2.2
Скандинавские страны 65.1 31.6 3.3
Бенилюкс 57.9 39.2 2.9
Россия/Украина 47.9 28.6 23.5
Польша 42.2 43.0 14.8
Страны Балтии 41.7 42.9 15.5
Чехия, Венгрия, Словакия, Словения 39.3 48.3 12.6
Турция 37.3 42.7 20.2
Великобритания и Ирландия 32.4 52.0 15.5
Румыния, Болгария, Хорватия 28.9 43.0 27.1
Франция 25.6 48.8 25.6
Италия 20.1 33.8 46.3
Испания/Португалия 20.0 50.7 29.3
Германия 16.3 78.4 5.3

Только 3 из 10 экспортеров в Румынию, Болгарию и в страны Балканского полуострова отметили, что штрафные санкции за просрочку возымели действие, и покупатели платили в срок до 30 дней, в то время как чуть менее трети поставщиков в эти страны вынуждены были ждать поступления средств за отгруженный товар больше двух месяцев.

В целом, агентство отмечает, что в то время, как импортеры из Восточной Европы, Австрии, Швейцарии, России и Турции улучшили свою платежную дисциплину в 2011 году, покупатели из Ирландии, Франции, Италии, Испании и Португалии ухудшили по сравнению со статистикой 2010 года.

НФК опросила российские компании, как у них обстояла ситуация с платежами в 2011 году. Опрос проводился в следующих федеральных округах – Центральном, Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Южном, и участникам мини-исследовании было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Можете ли вы сказать, что в 2011 году предложили своим покупателям более длительную отсрочку потому, что рассчитывали на улучшение платежной дисциплины?
2. Какой средний срок просрочки в оплатах был в 2011 году? Сократился/увеличился ли он по сравнению с 2010? Если да, то на сколько?
3. Были ли в 2011 году прецеденты неплатежей? Сократилось/увеличилось ли их количество по сравнению с 2010 годом? Если да, то на сколько?

Спрашивали мы естественно в первую очередь у представителей самых "факторабельных" отраслей – у производителей и поставщиков продуктов, бытовой химии, косметики и парфюмерии, а также у компаний, занимающихся производством и поставками строительных и отделочных материалов. И гипотеза о том, что у нас с финансовой дисциплиной обстоят дела лучше, чем в Европе подтвердилась.

Центральный федеральный округ

Строительные и отделочные материалов: увеличение отсрочки покупателям произошло не из-за ожиданий по поводу платежной дисциплины, а для увеличения объемов продаж; средний срок просрочек до 4-х недель, причем он увеличился по сравнению с 2010-м годом из-за быстрого роста объемов бизнеса; случай неоплаты были у половины опрошенных компаний, однако, суммы незначительные (50 000 - 70 000 руб.), но у многих случаются редкие длительные задержки, которые заставляют изрядно понервничать.
Бытовая химия и косметика : предложение более длительной отсрочки было связано с появлением новых клиентов, которые требовали более длительных отсрочки; средний срок просрочки сократился вдвое и составляет 4-7 календарных дней; неплатежи были, но суммы несущественные.

Северо-Западный федеральный округ

Продукты питания: большая часть респондентов отметила увеличение срока отсрочки покупателям; средний срок просрочки 7-10 дней, что существенно меньше, чем в 2010 году – у одно из респондентов просрочка в 2010 году достигала 2 месяцев; в отчие от 2010 года прецедентов неплатежей не было.
Строительные и отделочные материалы: увеличение срока отсрочки отметил тольк один респондент; просрочки носили скорее технический характер, в том время как в 2010 году они были регулярными и составляли от 10 до 20 дней; в 2011 году неплатежей не было, однако, «тянется» просроченная задолженность из 2010 года.

Уральский федеральный округ

Продукты питания: большая часть компаний увеличился средний срок отсрочки поставщикам; средний срок просрочки в отрасли остался прежним и находится в коридоре 14-21 день, однако, уменьшилось количество дебиторов, допускающих просрочки; у одной половины респондентов случаи неплатежей имели место, у другой неплатежей не было.
Бытовая химия и парфюмерия: срок отсрочки увеличили, при этом средний срок просрочки скоратился с почти в 3 раза (до 7 дней); непалетжи были только у крупного дистирибутора, более мелкие компании не сталкивались с длительными просрочками и не понесли убытков от неплатежей.

Строительно-отделочные материалы: все респонденты высказали мысль, что увеличили отсрочку своим клиентам, поскольку отдавали себе отчет в том, что в 2011 году платежная дисциплина будет лучше ,чем в 2010; в отношении просрочек мнения разделились – часть респондентов отметила сокращение срока (до 10-15 дней) и количества просрочек, часть отметила, что особых изменений по сравнению с 2010 годом не произошло; что касается неплатежей, то большая часть респондентов пожаловалась, что количество их осталось прежним.

Сибирский федеральный округ

Продукты питания: длительность отсрочки осталась прежней (45 дней); просрочку в оплате допускают либо очень крупные покупатели (до 30 дней), либо очень мелкие (до 10 дней)/, особых изменений в качестве платежный дисциплины нет; что касается неплатежей, то респонденты говорят, что сейчас неплатеж - это уже больше форс-мажор, нежели распространенная практика, как это было в 2009 году.
Бытовая химия и косметика: уровень доверия покупателям остался прежним, отсрочку не увеличивали; просрочек в 2011 году не было вообще, в равной степени как и прецедентов неоплат.

Строительные и отделочные материалы: средний срок отсрочки был увеличен, но не из-за ожиданий по улучшению платежной дисциплины, а для цели повышения конкурентоспособности предложения; средний срок отсрочки в отрасли 15-30 дней, особых улучшений по сравнению с 2010 год не было; неплатежи – это крайний случай, участвовавшие в исследовании компании сказали, что обычно всегда удается урегулировать задолженность в досудебном порядке.

Южный федеральная округ

Продукты питания: средняя отсрочка в отрасли составляет 20-35 дней, лишь немногие компании в 2011 году увеличили срок отсрочки своим покупателям; средний срок просрочки не превысил 5-7 дней, часть респондентов отметила существенное сокращение просрочки по сравнению с 2010 годом; в 2011 году прецедентов неплатежей не было, в предыдущем году ряд респондентов понесли убытки от неплатежей покупателей.

Бытовая химия и косметика: по сравнению с 2010 годом средний срок отсрочки увеличился до 60 дней, однако, скорее за счет возможности исключить риск неплатежа с помощью решений факторинговой компании, чем по причине роста доверия покупателям; несетевые покупатели просрочек не допускают, сети же позволяли себе платить с опозданием до 30 дней; лишь у одного из респондентов были серьезные неплатежи в 2011 году.

Строительные и отделочные материалы: большинство респондентов увеличили отсрочку своим клиентам с 15-20 дней до 45-60; у большей части респондентов средний срок просрочки не превышал 5 дней, причем участники опроса отметили, что это существенное улучшение платежной дисциплины по сравнению с 2010 годом; неплатежей за последние 2 года в отрасли не было.

***

Получается, что даже если наших южан сопоставить с европейскими южанами, которые исторически склонны допускать просрочки в оплате, Россия в любом случае получается более дисциплинированной в отношении современного исполнения обязательство перед контрагентами. Безусловно, это напрямую связано с тем, что у нас свободные рыночные отношения появились с распадом Советского Союза, и за немногим более 20 лет мы прошли те уроки, которые Европа "усваивала" многими десятилетиями – мы более консервативны при предоставлении отсрочки, и мы более щепетильно подходим к погашению задолженностей. Конечно, первое связано, скорее, с низким уровнем доверия после кризисов неплатежей начала 90-х годов, 1998 и 2008 годов, а второе – с тем, что если ты не платишь один раз, не платишь другой, твоей репутации приходит конец, и кредит не предоставит ни банк, ни поставщик. С другой стороны, эта наша излишняя консервативность и обязательность – большой плюс на международной торговой арене.

Согласно исследованию агентства бизнес-аналитики Creditreform экспортеры в Россию и Украину отметили в 2011 году крайне позитивные сдвиги в платежной дисциплине российских и украинских покупателей – почти у 30% респондентов просрочек в оплате со стороны наших соотечественников и соседей побывшему СССР не было вообще, а просрочки свыше 30 дней были всего у 17% экспортеров, принявших участие в исследовании. К слову, наши братья по социалистическим республикам доставали неприятности 23,3% респондентов.

Главная сложность бизнеса, зависящего от сезонных колебаний – это, как правило, недостаток оборотных средств к началу сезона. И одним из оптимальных решений в данном случае является финансирования заказов покупателей, которое позволяет компании при входе в сезон уже иметь достаточный объем продукции, тем самым полностью удовлетворяя спрос клиентов.

Рассмотрим пример – клиент НФК, работающий в отрасли с ярко выраженной сезонностью. Специфика деятельности клиента заключается в том, что оплата за отгруженный товар поступает от покупателей задолго до начала подготовки к сезону – в сентябре-октябре. При этом часть выручки идет на производство и закупку сырья, другая – на выплату заработной платы административного персонала, отчисления в бюджет, плату за аренду складских помещений, т.е. операционные расходы предприятия. К апрелю покупатели стараются максимально пополнить свои запасы, а это значит, что в феврале рассматриваемая нами компания должна произвести столько товара, сколько смогут "переварить" партнеры. Однако к этому времени у нашего производителя уже нет необходимого объема собственных оборотных средств. Чтобы все-таки располагать оборотными средствами, компания и работает с НФК по финансированию заказов уже не первый год.

В начале года Клиент собирает заказы от своих покупателей, получает финансирование от НФК в размере 80% от суммы каждого заказа, закупает сырье и начинает производить продукцию. В феврале компания отгружает своим покупателям товар, предоставляя им отсрочку платежа, которая в данном случае является весомым конкурентным преимуществом. Таким образом, с помощью финансирования заказов Клиент НФК может полностью удовлетворять спрос покупателей, тем самым увеличивая свою прибыль – за 3 года работы по факторингу выручка компании увеличилась с 567 млн. рублей до 583 млн. рублей, а чистая прибыль - с 2,5 млн. рублей в 2009 году до 4 млн. рублей в 2011 году.

Справка об НФК

• более чем 13 лет работы в факторинге
• региональная сеть представлена 22-мя представительствами во всех ключевых регионах РФ
• наиболее полный в России продуктовый ряд (финансирование дебиторской задолженности, покупка дебиторской задолженности, возмещение убытков в случае неплатежа покупателей, финансирование закупок, финансирование исполнения заказов, факторинг для экспортных операций)
• система риск-менеджмента проверена на соответствие мировым стандартам компанией PricewaterhouseCoopers
• в каждом представительстве НФК есть кредитные контролеры, которые ежедневно ведут работу по обеспечению своевременных оплат Покупателями
• IT-сопровождение факторинговых операций (электронный документооборот и информирование клиента о всех процессах и процедурах – установление лимитов Покупателей, работа с дебиторской задолженностью по обеспечению поступления своевременных платежей и т.д.)
• член двух крупнейших международных факторинговых ассоциаций International Factors Group (IFG) и Factors Chain International (FCI)
сайт НФК – www.factoring.ru
первый блог о факторинге – www.ifactoring.ru

Отзывы