НовостиБанки КалининградаКурсы валютПресс-релизыРейтинг банковСтатьиВакансии банковФорумКредитные организации
Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 6 гостей.

На воде можно будет заработать больше, чем на нефти, если финансирование станет более гибким

15.11.2011 - 10:28
На воде можно будет заработать больше, чем на нефти, если финансирование станет более гибким

Главный экономист международной финансовой корпорации Citigroup Виллем Буйтер в разгар начала паники на мировых рынках заявил, что советует своим клиентам инвестировать не в нефть, а в воду. «Я считаю, что в ближайшем будущем стоит ожидать бурную экспансию инвестиций в водный сектор. Вода в качестве класса активов, на мой взгляд, в итоге будет единственным самым важным физическим классом активов, превзойдя нефть, медь, сельскохозяйственное сырье и драгоценные металлы», – отметил специалист.

Есть ли место на рынке?

Производство бутилированной (минеральной и очищенной) воды в России стабильно растет уже около 5 лет. Одновременно падает зависимость от импорта. За последние годы он сократился на 25,9%. «Невыгодно водичку возить из-за границы. Доля перевозки в общих затратах в отличие от более дорогостоящих товаров получается слишком большой», – объясняет Дмитрий Петров, президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод.
«Рынок безалкогольных газированных напитков практически не растет в силу своего долгосрочного насыщения и тренда здорового образа жизни, – отмечает директор по стратегическому развитию Национальной водной компании ПК «Ниагара» Денис Батурин. – Растут больше рынки питьевой и минеральной воды. Я считаю, в первую очередь это связано с тем, что люди стали больше заботиться о своем здоровье».

В настоящее время 56% рынка газированной и 27% рынка российской бутилированной воды контролируют «Кока-Кола» и «ПепсиКо». При этом, по мнению г-на Батурина, «если говорить о питьевой и минеральной воде, многие люди отдают предпочтение местному производителю. В каждом регионе есть лидер, который продает больше, чем «Кока-Кола» и «ПепсиКо». Зарубежные компании занимают около 40% рынка, все остальное приходится на местных производителей».
Возможности для выхода на рынок новых компаний есть: потребление бутилированной воды в России значительно ниже, чем во многих других странах. По данным «Ниагары», в Москве в лучшем случае потребляют около 45-ти литров на человека в год, а во многих европейских странах порядка 70-ти. В среднем по России потребление воды около 25-ти литров.

«В России употребляют гораздо меньше воды, чем за рубежом, – говорит генеральный директор компании «БонаДжус» Андрей Петров. – Народ предпочитает поехать на родник, к колодцу, попить из-под крана, наконец, а потом хвататься за живот. Но становится умнее, может быть, поэтому мы наблюдаем постоянный прирост потребления питьевой воды».

На фоне продолжающегося роста рынка стоимость «входа» на него сравнительно невелика. По словам Дениса Батурина, в минеральной воде, конечно, есть свои сложности. «Но при удачном стечении обстоятельств технология розлива минеральной воды гораздо проще, чем безалкогольных газированных напитков, – отмечает Денис Батурин. – Мелкие производители могут войти на рынок при минимальных вложениях».

Деньги «под жару»

Гибкость подходов к инвестированию – один из ключевых вопросов рынка. Классика для построения производства «с нуля» – кредитование – осложняется спецификой рынка. Высокая сезонность и даже зависимость от сиюминутных природных факторов, таких как жара или холод, могут в разы менять объем продаж и, как следствие, создают риск возникновения просрочек в оплате привлеченного финансирования, что в дальнейшем влияет на кредитную историю компании.
Для снижения ставок кредитование зачастую осуществляется при помощи банков страны происхождения оборудования. Например, в июле текущего года «Транскапиталбанк» привлек кредит итальянского банка на 1,5 миллиона евро на оплату итальянского же оборудования для новой линии по производству питьевой и минеральной воды. Не раскрывая заказчика, в банке отмечают, что сделки между российскими предприятиями и иностранными поставщиками с привлечением в качестве кредиторов иностранных банков поставлены на поток. «Это снижает ставки по кредитам для российских компаний, как в данном частном случае – итальянское оборудование, итальянский банк», – говорит Ирина Журавлева, руководитель пресс-службы «Транскапиталбанка».

Еще более щадящим вариантом покупки оборудования может стать лизинг. Основная экономия, по словам начальника управления «ВИП Москва» компании «РЕСО-Лизинг» Елены Панкратовой, получается за счет оптимизации налогооблагаемой базы. По оценке специалиста, эффективность лизинга линий по розливу воды, по сравнению с кредитом, составляет от 7 до 11% в среднем.
На этом фоне интересен пример отказа от строительства своего производства компании «Минеральные технологии». За полгода с минимальным рекламным бюджетом игроку удалось вывести на рынок новую марку питьевой воды «Серябь». В компании решили не строить производство с нуля, договорившись о разливе с владельцами артезианских скважин.

Однако финансовые проблемы не ограничиваются моментом запуска производства. Сезонность спроса на продукт ведет к проблеме обеспечения предприятия оборотными средствами.
Упомянутые выше скачки спроса ведут к необходимости обеспечения запаса продукции под пиковые сезоны, что требует определенного денежного запаса. Однако особенность работы с розницей, как мелкой, так и сетевой, лишь усложняет финансовые проблемы производителям, поскольку сами покупатели остро нуждаются в отсрочке платежа. В качестве примера решения проблемы кассовых разрывов можно привести опыт сотрудничающего с Национальной Факторинговой Компанией «Архыза». «Мы финансируем поставки, при этом сами (силами наших филиалов по всей стране) оцениваем надежность тысяч покупателей и контролируем поступление оплаты. Производитель же получает деньги сразу, поддерживая объем оборотных средств пропорциональным текущей отгрузке», – поясняет Корнелиу Робу, Заместитель Председателя Правления Национальной Факторинговой Компании.

В отличие от кредитования, в факторинге обеспечением выступает дебиторская задолженность компании, т.е. даже если у компании нет больших активов, свободных от залога, она может привлечь необходимые в операционной деятельности средства.

Таким образом, наиболее «гибкий» подход на рынке питьевой воды – сочетание лизинга или розлива на сторонних площадках с финансированием оборотных средств при помощи факторинга.

Прав Виллем Буйтер или нет, покажет время. Но можно смело утверждать, что «водный» бизнес является одним из самых перспективных – и с точки зрения потребностей рынка, и с позиции возможностей ведения деятельности на нем.

Отзывы