НовостиБанки КалининградаКурсы валютПресс-релизыРейтинг банковСтатьиВакансии банковФорумКредитные организации
Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 3 гостя.

БЫВШИЙ ГЛАВА ЦБ ДУБИНИН: БАНК РОССИИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ С РОЛЬЮ ПРОПАГАНДИСТА

Интервью главы наблюдательного совета Банка ВТБ и бывшего руководителя Центрального банка Сергея Дубинина об отзыве лицензий банков и политике ЦБ.

— Прежде, чем перейти к более широкому кругу вопросов, — о том, что касается вот последних событий. И Эльвира Набиуллина недавно говорила, и буквально вчера Михаил Задорнов обмолвился, что даже, мол, из 50 крупнейших могут быть такие банки, которые лишатся лицензии. Тут главное действовать, чтобы процесс был управляемым, процесс, которым руководит ЦБ, чтобы люди не напугались. Итог: люди все-таки напугались, по крайней мере в Калининграде прямо сильно напугались, так что двери стали ломать. Вся эта история и вызвала в частности то, что возобновились с новой силой слухи о том, что существует некий «черный список» банков, которым владеет ЦБ, и на самом деле просто идет по этому списку, и тот, кто догадается, кто следующий, тот и, собственно говоря, молодец, скажем так. Существует ли «черный список», как считаете? Сколько может быть банков в числе следующих? Какое у вас впечатление, действует ли Центробанк действительно по какой-то схеме?

Сергей Дубинин, председатель Наблюдательного совета банка ВТБ: Давайте начнем с того, что уже здесь прозвучало. В год отзывается около 20 лицензий. Сейчас это число стало, с учетом даже последних событий, 23 плюс 3. То есть, никакого перевыполнения плана и героических ударных трудов по зачистке не видно.

— Но достаточно крупные банки.

Сергей Дубинин, председатель Наблюдательного совета банка ВТБ: Не произошло смещения в сторону более крупных банков, что вызвало, видимо, особенно с «Мастербанком», действительно, такую волну если не паники, то очень большой тревоги. Дело в том, что «Мастербанк» был еще задействован в так называемом процессинге, на него завязаны были просто другие банки.

— Смоленский банк, кстати, в том числе.

Сергей Дубинин, председатель Наблюдательного совета банка ВТБ: Ну, по карточкам обслуживания, это чисто техническая услуга. И вот тут, видимо, неудача была Центрального банка в том, что не удалось перехватить технически эту функцию и оставить на плаву остальные карточки. Не банки, а именно карточки. А вот банки, насколько я знаю по печати из той самой тройки последней, они сами прекратили выплачивать депозиты по вкладам, понимаете? Центральный банк оказался перед ситуацией, когда банки не работают де-факто, объявляют, что они толи уже банкроты, толи близко к этому, не обслуживают клиентов. У Центрального банка нет инструментария, чтобы в этот момент просто взять и сделать вид, что ничего не происходит. Они обязаны реагировать. Вот реакция была адекватной в том плане, в каком она могла быть.

— Если все так, как вы это трактуете, то даже в этом случае нельзя снимать со счетов то, какой это все имеет информационный фон и то, как на это реагируют средства массовой информации, как реагируют люди, опять же упоминавшиеся Машей события в Калининграде, где люди штурмом брали офис банка. Ощущение, что дальше будет череда отозванных лицензий. Как в этой связи нужно себя вести Центробанку, на ваш взгляд? Работу с населением как выстраивать, чтобы не было таких историй?

Сергей Дубинин, председатель Наблюдательного совета банка ВТБ: Это непростая задача, потому что если Центральный банк будет громко и сразу говорить о всех претензиях по определенным коэффициентам к какому-либо банку, или говорить о недосозданных резервах, и все это сразу выдавать на каналы телевидения, то никто же ведь профессионально не будет разбираться, а начнется как раз отношение к этому банку как к чему-то уже пропащему, и народ побежит снимать, естественно, свои вклады. Поэтому там надо быть очень осторожным со словами, и вот это как раз и не удалось. В чем неудача последних событий, это не удалось спокойно объяснить и как-то успокоить. Но я не знаю, удается ли это в других случаях. Может быть, это ошибка не только Центрального банка в нашей стране. Во всяком случае, памятны аргентинские кадры, когда люди разбивают витрины и пытаются штурмовать банк. Хотя внутри банка деньги ведь не содержатся в каких-то сейфах, как это было сто лет назад. Поэтому штурмовать его бесполезно, только привлечь внимание властей. Вот в Калининграде губернатор приехал, начал разговаривать на эти темы.

— А знаете, что он вчера написал в твиттере? Что лично говорил с руководством ЦБ, и, по его данным, претензий к «Инвестбанку» нет. И сейчас губернатором жители Калининградской области ужасно недовольны, обвиняют его прямо во лжи.

Сергей Дубинин, председатель Наблюдательного совета банка ВТБ: Ну, вот как тут вести пропаганду в этой ситуации?

— Грамотнее. Во всяком случае, не врать, даже если в «Твиттере» пишешь.

Сергей Дубинин, председатель Наблюдательного совета банка ВТБ: Минутку, давайте еще раз. Этот банк прекратил выплачивать людям деньги до того, как Центральный банк отозвал лицензию, и поставил перед фактом о том, что он уже не работает. Зачем они это сделали? Почему? Я не знаю. Я же не специалист по этому банку. Но либо менеджмент и владельцы банка действительно не имели эту возможность обслуживать свои обязательства, либо не захотели делать это. Что в таком случае происходит? Говорят: мы тут банкроты, от нас уже ничего не получить, а деньги переводятся куда-то «налево», на свои какие-то структуры. Вот такая версия тоже возможна, с этим надо будет разбираться, видимо, уже правоохранительным органам.

— Они немножко иначе трактовали, то есть, они не сразу сказали, что все, денег нет, извините. Они сказали так, что возникла паника из-за неправильной трактовки, необоснованная паника вкладчиков, которая была вызвана неверной интерпретацией сообщений в СМИ и на форумах. Вот так, не то, что денег нет, а то, что их начали просто вынимать вкладчики банка интенсивно из-за неких неверных сообщений.

Сергей Дубинин, председатель Наблюдательного совета банка ВТБ: Вполне возможно и так, но тогда вы обязаны выполнить все, что вы можете, до конца. Если уже перестает возвращать деньги, то это уже решение банка, а не СМИ, не форумов, понимаете? Давайте проводить эту грань, когда люди берут на себя ответственность перестать работать. Тогда дальше начнется разборка с ними, с этими персоналиями. Вот тут нескольких уже упоминали: в подобной же ситуации люди выводили деньги. Сейчас их возвращают, этих людей, из-за границы, собираются предъявлять обвинения. Это один из вариантов. Все-таки давайте по расписке. Не знаю, как теперь, но я верю тем сотрудникам, которых я знал раньше, которые в Центральный банк пришли недавно. Но не составляются такие списки. Есть по каждому банку определенное дело личное, где отмечаются всевозможные предупреждения, замечания, результаты проверки, тесты и прочее. Думаю, сейчас это в электронной форме все. Там чисто технологически бессмысленно составлять список. Если вы хотите узнать, что в каком банке, какие банки с какими характеристиками по любому показателю, вы выведете себе на экран и увидите один список, другой список. Там будет понятно, у кого есть какие-то замечания, у кого нет. Поэтому это все из другой серии какой-то.

— Как себя вести Центральному банку? Ведь ваши коллеги, например, руководители банков ниже третьего десятка утверждают, что теперь на фоне происходящих событий наблюдается резкий отток вкладчиков и клиентов из мелких банков в крупные государственные. Во-первых, наблюдаете ли вы что-то подобное и, опять же, как себя вести Центральному банку?

Сергей Дубинин, председатель Наблюдательного совета банка ВТБ: Насколько я знаю, такого притока нет. Надо просто оценивать ситуацию. Как сказал тут недавно уважаемый банкир (частный, кстати, а не государственный), глава «Альфабанка» господин Соколов, на триста крупнейших банков в России приходится 99,9% всех активов банковской системы. Поэтому крупнейшая часть, там, сто банков, это уже я могу сказать, это уже примерно 75% всех активов. Что-то собрать, «Сбербанк», «ВТБ 24», с этих банков, которые сейчас пострадали, практически ничего не может. Поэтому теория заговора в этом смысле здесь не работает просто за бессмысленностью.

— То есть, теория заговора, которая говорит, что заказчики – крупные банки, в эту теорию заговора вы не поверите?

Сергей Дубинин, председатель Наблюдательного совета банка ВТБ: Нет, просто это не имеет никакого смысла. И так огромная доля рынка принадлежит ведущим ста банкам. Это и есть настоящая работающая банковская система сегодня в стране. Остальные работают по обслуживанию своих каких-то участков. Вряд ли на этом можно сильно расширить бизнес кому-либо. Кстати, госбанков у нас не так много. У нас только «Сбербанк» и «ВТБ». Ну, есть «Россельхозбанк», есть «ВЭБ», но это и не банки, а институты развития. Они часто субсидируют своих клиентов, у них другие функции просто. Они работают от бюджета, дают деньги по определенным (законным, естественно) схемам. А что еще? «Газпромбанк» - это не государственный банк, частный. Он даже «Газпрому», насколько я знаю, не принадлежит. Больше то и нет.

— Как считаете, дальше это укрупнение будет продолжаться, какой-то тренд на это сохранится по внешним или внутренним причинам?

Сергей Дубинин, председатель Наблюдательного совета банка ВТБ: Банки работают в секторе, где они продают доверие к самим себе. Те, кому публика будет доверять, те и останутся на плаву, и будут работать. Если банк в какой-то момент обманывает доверие людей, восстановить его практически невозможно. Либо надо не просто ребрендинг сделать, а объявить, что он полностью очищен от прежнего менеджмента, от прежних хозяев и так далее. И банк может снова ожить. Задача любого банка – концентрировать риски на себе, а не перекладывать на клиентов. Для этого он и создан. Он собирает деньги, чтобы не люди рисковали, а профессионал обслуживал этих людей, и риски оценивал трезво. Если даже честный банкир просто неправильно управляет рисками, он их неверно оценивает, дает кредиты, так скажем, рискованные и не тем людям, погнавшись за тем, что они берут под огромные проценты, не глядя.

— Как считаете, много ли у нас нечестных? Сохранится ли тренд на оздоровление отрасли?

Сергей Дубинин, председатель Наблюдательного совета банка ВТБ: Это другой аспект. Банки, которые ведут такой не просто недобросовестный, а даже криминальный какой-то бизнес, я не знаю, сколько их, но я с удивлением слышу, что специалисты из банковских ассоциаций говорят, да все же знали все про «Мастербанк». Что это, норма поведения?

— Все знали, но молчали.

Сергей Дубинин, председатель Наблюдательного совета банка ВТБ: Да. Как-то это дико выглядит с моей точки зрения. Вот у кого надо спросить список. Если вы знали про этот, может быть, вы знаете еще про какие-то банки? Центральному банку действительно надо продолжать нормально осуществлять регулирование банковского сектора, тестировать банки, отслеживать. Но вот с пропагандой, работой с общественным мнением, со СМИ, видимо, тут нужен какой-то профессиональный совет.
tvrain