НовостиБанки КалининградаКурсы валютПресс-релизыРейтинг банковСтатьиВакансии банковФорумКредитные организации

Кредит из-под прилавка

12.04.2010 - 08:54
Кредит из-под прилавка

Кризис поменял расклад сил на рынке розничного кредитования. Существенно усилили позиции госбанки, которым конкуренты с частным и иностранным капиталом дали бой лишь в одном сегменте — экспресс-кредитовании в торговых сетях.

За 1,5 года, прошедших с момента обострения финансового кризиса в России в сентябре 2008 г., рынок кредитования частных лиц ужался на 10% до 3,8 трлн руб. Хотя еще недавно он был одним из самых динамично растущих, из года в год увеличиваясь чуть ли не вдвое. И если первые несколько месяцев банки, аккумулировавшие ресурсы, не спешили выдавать деньги клиентам, то затем ситуация поменялась: напуганные поднявшимися ставками и лишившиеся уверенности в завтрашнем дне граждане стали избегать новых займов.

Госдоля нарастает

В кризисный 2009 год произошло усиление позиций госбанков благодаря доступу к дешевым деньгам почти в неограниченном объеме, говорит управляющий партнер Frank Research Group (FRG, оценивает доли рынка на основе МСФО банков и данных Центробанка) Юрий Грибанов. Госбанкам правительство дало поручение увеличивать кредитный портфель на 2% ежемесячно, к кредитованию их обязывали и условия получения миллиардных субординированных кредитов от Внешэкономбанка и Центробанка. Доля в розничном кредитовании Сбербанка, «ВТБ 24», Банка Москвы, Россельхозбанка и Транскредитбанка выросла с 44% до 46%, подсчитал Грибанов. В отдельных сегментах успехи банков с участием государства гораздо заметнее. Так, на рынке кредитных карт они (Сбербанк, «ВТБ 24» и Банк Москвы) увеличили долю с 9% до 15,5%. Причем основной прирост обеспечил «ВТБ 24», который более чем вдвое нарастил объем требований к населению, доведя его до 20,6 млрд руб. В результате доля госбанка в этом сегменте выросла с 4% до 10%. Это вывело его на 2-е место вслед за «Русским стандартом», хотя еще год назад он уступал «Хоум кредит энд финанс банку» (ХКФ-банк) и Ситибанку.

Развитие короткого кредитования стало частью стратегии в кризисный период, говорит финансовый директор «ВТБ 24» Александр Меленкин. «Короткие кредиты, особенно кредиты наличными и карты, позволили хорошо заработать и подтянули общую прибыльность розничного бизнеса», — доволен он. Доходность таких кредитов выросла, поскольку банк повысил ставки по ним на 5-6% годовых. В результате процентные доходы «ВТБ 24», львиная доля которых получена от розничных кредитов, в 2008 г. составили 54,4 млрд руб., а в 2009 г. — 82,5 млрд руб., по данным МСФО, отметил Меленкин. Как следствие, растут и комиссионные доходы, уверяет он. Их величину, как и рост процентных расходов банка, например, на выплаты по вкладам, объем которых с декабря 2008 г. на начало 2010 г. вырос на 63,4%, а ставки в кризисный период повысились, он не назвал. Но заверил, что потерь по выданным с начала кризиса кредитам не так уж и много: из-за усиления процедуры риск-менеджмента и ужесточения отбора заемщиков риски были ниже, чем по кредитам, выданным в докризисный период. Впрочем, сообщить данные по просроченной задолженности по каждому виду коротких кредитов он отказался. А по данным отчетности банка, просрочка по всем розничным кредитам выросла с 0,9% портфеля на 1 декабря 2008 г. до 2,5% к 1 января 2010 г. (портфель — 325,5 млрд руб.).

По данным FRG, «ВТБ 24», начав период кризиса с 7% рынка розничного кредитования и портфеля в 316,3 млрд руб., завершил 2009 г. с портфелем в 380,4 млрд руб. и 10% рынка. Сдавали позиции в пользу госбанков не только мелкие, но и весьма заметные игроки. Быстрее рынка, по оценке аналитиков, сокращали портфели такие банки, как «Абсолют банк» (на 12% до 47,1 млрд руб.), Райффайзенбанк (на 14% до 84,9 млрд руб.), «Уралсиб» (на 17% до 70,3 млрд руб.).

То ли дело магазины

В сегменте кредитования в торговых точках уже в середине 2009 г. появился новый лидер — ХКФ-банк, принадлежащий чешской группе PPF. К концу года чехи заняли четверть рынка, сформировав портфель в 28,7 млрд руб., оценила FRG. На 1 октября 2008 г. такой была доля бессменного лидера — «Русского стандарта», который к концу прошлого года оставил себе 17% рынка кредитов в торговых точках, сократив портфель на 45,6% до 19,8 млрд руб. Куда более динамичное сокращение портфеля было у некогда третьего по величине игрока на этом рынке — банка «Ренессанс капитал» (работает под брендом «Ренессанс кредит»). Он с начала кризиса свернул работу в сетях, в результате чего его доля снизилась с 12% до 1% (потребительские кредиты быстро гасятся, а часть была списана как невозвращенные — банк сообщал об этой проблеме). Его 3-е место на рынке занял Альфа-банк, который за кризисный период увеличил долю с 5% до 14%, а портфель кредитов — с 6,9 млрд до 15,5 млрд руб.

«Альфа-банк никогда не ставил целью долю рынка, главное — число клиентов и финансовый результат. По нашей оценке, к 1 января 2010 г. доля рынка составила 15%», — говорит старший вице-президент Альфа-банка Андрей Сокольский. Он отказался сообщить о финансовом результате этого роста, отметив, что прибыль этого сегмента в 2009 г. была заметно выше, чем в 2008 г., отчасти потому, что к этому моменту Альфа-банк завершил крупные инвестиции в IT-технологии.

«Так совпало, что мы полностью отстроили систему отбора клиентов, а они изменили к лучшему свое кредитное поведение: кредиты брали только те, кто уверенно мог их оплачивать. Поэтому просрочка у клиентов, которые получили кредит в конце 2008-го — 2009 г., была ниже, чем у клиентов, получивших потребкредит до кризиса. А когда докризисные кредиты со средним сроком жизни в год погасились, это сказалось положительно на всем портфеле, сократив его просрочку», — объясняет Сокольский. Он отказался подтвердить это цифрами. По данным отчетности Альфа-банка, доля просроченной задолженности по всем кредитам частных лиц выросла с 10% в декабре 2008 г. до 17,7% к началу этого года (весь портфель — 68,9 млрд руб.).

На кредитовании в магазинах делает акцент и «ОТП банк». В начале 2009 г. спрос на кредиты в торговых точках снизился, говорил недавно председатель правления банка Алексей Коровин, но уже к середине 2009 г. он очень серьезно вырос. «За прошлый год мы выдали около 2 млн кредитов в торговых точках на 28 млрд руб. — на 15-20% больше, чем в 2008 г.», — говорил Коровин. Небольшие кредиты гражданам обслуживать по силам, а банки могут находить для этого короткие деньги и просчитывать риски, объяснял ранее один из менеджеров «ОТП банка».

Расклад сил на этом рынке, по версии аналитиков «ОТП банка», выглядит немного иначе. Они оценивают доли банков исходя из того, сколько новых кредитов те выдали (по данным РСБУ и собственных экспертных оценок). При том что более 95% рынка кредитов в торговых точках делят девять ведущих игроков, лидер рынка — ХКФ-банк в I квартале 2009 г. обеспечил 47,5% от всех выданных кредитов (или почти 25 млрд руб.). Сам ОТП за тот же период выдал 18% кредитов в магазинах, «Русский стандарт» — 11%, Альфа-банк — 10,5%. А в IV квартале 2009 г. ХКФ-банк получил только 31,4% рынка кредитов на покупки в магазинах (общая выдача составила около 50 млрд руб.), «ОТП банк» увеличил свою долю почти до 24%, «Русский стандарт» — до 15%, Альфа-банк — до 12%. Всего за 2009 г., по оценке экспертов «ОТП банка», было выдано 125 млрд руб. кредитов в торговых точках.

Куда смотрят банкиры

Скорее всего в этом году госбанки не будут себя чувствовать так же вольготно. Доступность средств для банков продолжит расти, поэтому главное преимущество госбанков в кризис постепенно отойдет в прошлое, говорит Грибанов.

И если на рынке таких длинных и ресурсоемких кредитов, как ипотека, вряд ли что-то изменится и лидерство останется за Сбербанком и «ВТБ 24», то на рынке кредитов наличными, кредитных карт и автокредитования частные банки проявят активность. Хотя изменения будут происходить медленно и тяжело — экономика и спрос, в том числе кредитный, восстанавливаются медленно, а банки в этом году потратят еще много усилий на борьбу с просроченной задолженностью. Условия скоринга останутся довольно жесткими, что также сдержит развитие рынка: зарплаты в кризис посерели, а безработица выросла, в результате количество потенциальных качественных клиентов сократилось, отметил Грибанов.

«На 2010 г. наша главная цель — продолжать наращивать долю коротких кредитных продуктов: автокредиты, наличные, карты, увеличив портфель кредитов по каждому направлению не менее чем на 20%», — говорит Меленкин. За этот год «ВТБ 24» намерен увеличить долю на рынке кредитования частных лиц с 10,2% (собственная оценка) на 1,5 процентного пункта, сообщает он.

Кредитование в торговых точках несколько лет было для банка убыточным, говорит источник в Альфа-банке, только на четвертый год существования этот бизнес вышел в прибыль, в 2009 г. прибыль стала существенной, еще лучший результат банк ожидает в 2010 г. «Теперь прибыльность этого бизнеса будет только расти — во многом за счет экономии на масштабе и кросс-продаж других продуктов», — ожидает Сокольский.

Если год назад преобладала реклама вкладов, то теперь все больше предложений взять кредит, а снижение ставок по ним не закончилось, солидарны банкиры.

Источник: vedomosti

Отзывы