НовостиБанки КалининградаКурсы валютПресс-релизыРейтинг банковСтатьиВакансии банковФорумКредитные организации
Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 5 гостей.

Банки смягчают отношение к плохим заемщикам

25.03.2010 - 09:55
Банки смягчают отношение к плохим заемщикам

Крупные российские банки смягчают отношение к плохим заемщикам - те, кто терял работу в кризис и потому не мог выплачивать прежние долги, вновь получают шанс на кредит. Эксперты оценивают такой шаг лидеров рынка, как поиск новых клиентов в условиях сокращения спроса на банковские услуги. Рассказывает экономический обозреватель радио "Вести ФМ" Сергей Артемов

Артемов: Статистика начала года отметила некоторые повышение доходов граждан. Банки отреагировали тут же. ВТБ24 вслед за Сбербанком и Банком Москвы заявил о смягчении требований к заемщикам. Комментирует замначальника аналитического департамента АРБ Сергей Григорян:

Григорян: Дело в том, что банки отходят от кризисных политик риск-менеджмента и начинают усиленно кредитовать. Это и для западных банков характерно, когда банки делают отсев действительно плохих и номинально плохих заемщиков.

Артемов: Происходит это на фоне осторожного отношения россиян к новым кредитам - возможность повторения кризиса тормозит желание граждан жить на широкую ногу. Потому банки ждут тех, кто уже потерял все надежды на кредитование. Как сами банкиры понимают термин "сабпрайм", или "плохой заемщик", объясняет глава департамента розничного кредитования "Абсолют Банка" Александр Будник:

Будник: Одна часть - заемщик нелояльный, который не раскрывает всю информацию о себе, либо не подтверждает ее документами. Второй момент - поведение, которое характеризуется большим количеством кредитов, которые даже выплачиваются, либо наличием плохой кредитной истории.

Артемов: Ожидания банкиров, что 2009 станет рекордным по объему просроченных кредитов - до 40% - не сбылись. Лишь в каждом десятом случае возникли задержки. Даже в этих случаях клиенты не всегда попадали в разряд "плохих", говорит начальник управления развития бизнеса Транснационального банка Антон Газетов:

Газетов: Те заемщики, которые ценят отношения с банком, уведомляют прежде всего, что в их жизни случились сложности. Банк может и не смягчить условия, но будет в курсе, а не поставлен перед фактом неплатежей.

Артемов: Далее, Антон Газетов отмечает, что далеко не все банки готовы идти навстречу клиентом в их трудный жизненный момент:

Газетов: Это внутренние условия банков. Они могут предлагать выгодные кредиты, более мягкий подход, но все равно есть правила внутреннего регламента, которые предписывают действовать по определенным инструкциям.

Артемов: Банкиры понимают уровень риска по сабпрайм-кредитам, условия подобных договоров, отмечает аналитик АРБ Сергей Григорян, принципиально иные:

Григорян: При кредитовании данных заемщиков будут выставляться условия, естественно они будут более жесткими, чем для прайм-заемщиков.

Артемов: Так, в США, где подобные технологии отработаны, существует семилетний срок со времени серьезной просрочки, после которого клиент вновь может прийти за кредитом. В Европе правила иные - там кредит дадут под ставку, вдвое превышающую обычную. Спасая себя от риска, банк ставит целью заработать не только на самой выплате, но и на возможных штрафных санкциях. Для России такая практика непривычна, но минувший год, полагает Александр Будник из "Абсолют Банка", стал уроком не только для банкиров, но и для их клиентов:

Будник: Растет грамотность финансовая. Если в 2005-06 гг. заемщики не задумывались о своей кредитной истории, то сейчас все более внимательно к этому относятся.

Артемов: Новые правила ведущих банков - пока лишь сигнал для сообщества. Успешные топ-менеджеры разобраны конкурентами и надо продвигать свои услуги вглубь, где и прибыль ниже, и риски больше - таковы условия рынка. Главное, не забывать об одном - именно массовое кредитование сабпрайм-заемщиков в США стало первым камушком, который вызвал лавину мирового кризиса совсем недавно.

Отзывы