НовостиБанки КалининградаКурсы валютПресс-релизыРейтинг банковСтатьиВакансии банковФорумКредитные организации
Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 1 пользователь и 11 гостей.

Пользователи на сайте

Правительство определилось со схемой поддержки банковского бизнеса

19.10.2009 - 09:15
Правительство определилось со схемой поддержки банковского бизнеса

Экономический блок правительства окончательно согласовал постановление о капитализации банков через механизм обмена облигаций федерального займа ( ОФЗ) на их привилегированные акции. В 2010 году 73 крупнейших банка смогут обменять пакеты акций на госбумаги на сумму 250 млрд рублей. Если роста плохих долгов у банков не будет, механизм можно использовать для помощи предприятиям реального сектора. Через две недели этот вопрос будет обсуждаться в Белом доме.

Сложная схема

По итогам совещания в Ново-Огарево министр финансов Алексей Кудрин рассказал: чтобы получить помощь, банкам, чьи активы превышают 30 млрд рублей, необходимо провести эмиссию привилегированных акций. Государство ее оплатит ОФЗ. А под залог полученных госбумаг можно будет привлечь рефинансирование к Центробанке. В обмен государство сможет существенно влиять на деятельность банков.

Правда, процедура получения помощи долгая. " Мы думаем, что прохождение процедуры и получение средств займут около трех месяцев минимально, а в среднем — около шести месяцев " , — заявил Кудрин. Поэтому в 2009 году операции по обмену ценных бумаг, по его словам, проводиться не будут.

До 2010 года банки могут рассчитывать только на беззалоговые аукционы ЦБ.

Правительство, впрочем, уже не рассматривает этот механизм как жизненно важный. " Рост плохих кредитов остановился. Сегодня темп прироста плохих кредитов нулевой. Это тоже новый рубеж " , — констатировал Кудрин. Позже он добавил, что, если ухудшения ситуации с плохими кредитами не будет, объем страховки в 250 млрд рублей банкам не потребуется.

Алексей Кудрин не назвал конкретных предприятий, которым может быть оказана такая помощь, но недавно похожая схема рассматривалась в качестве одного из вариантов поддержки АвтоВАЗа. ВЭБ может купить облигации у предприятия на 40 млрд рублей, а затем конвертировать их в акции, размыв тем самым доли остальных акционеров.

Гарантии на 43 млрд рублей

Кудрин отчитался не только за то, что постановление правительства о новой форме поддержки банков согласовано. Заработала и система выдачи госгарантий по кредитам для предприятий реального сектора. "Решений комиссии по выдаче гарантий — уже на 208 млрд рублей. В Минфин пришли уже с оформлением документов на 160 млрд. Выдано на сегодняшний день гарантий на 43 млрд рублей.

Будем продолжать выдачу, снимая часть рисков с банков", — заявил министр финансов. Всего в бюджете на госгарантии зарезервировано 300 млрд рублей. В мае Дмитрий Медведев критиковал правительство за то, что механизм госгарантий по кредитам, получаемым системообразующими предприятиями, не реализуется. Причина: государство несет субсидиарную ответственность по кредитам, когда госответственность наступает не параллельно (как при солидарной ответственности) с ответственностью заемщика, а после него. Медведев поручил заменить ответственность на солидарную. Правительство выполнило поручение частично. Субсидиарная ответственность осталась, но уменьшился срок, после которого банк может обратиться за деньгами к государству.

А вместе с госгарантиями Кудрин пообещал реальному сектору снижение ставок по кредитам.

"Госбанки готовы их (процентные ставки. — "Газета") снизить уже до 8—12%, в зависимости от качества заемщика", — отметил он.

Пряник для населения

Программа субсидирования процентных ставок по автокредитам может распространиться на все автомобили, производимые в России, независимо от стоимости. Как заявила после совещания министр экономического развития Эльвира Набиуллина, сейчас такой вариант прорабатывается, но окончательного решения нет.

Сейчас государство субсидирует две трети ставки рефинансирования ЦБ при покупке в кредит автомобиля. Машина должна быть собрана в России и стоить не дороже 600 тыс. рублей.

"У Сбербанка процентная ставка, таким образом, чуть больше 8% " , — отметила Набиуллина. По ее словам, программа льготного автокредитования пользуется успехом у покупателей. В сентябре по сравнению с августом объем выданных кредитов увеличился в полтора раза. По данным Минпромторга, на 16 октября было выдано более 43 тыс. льготных автокредитов.

Как поднять спрос на автомобили?

Андрей Нечаев / президент банка "Российская финансовая корпорация", министр экономики РФ в 1992—1993 годах, доктор экономических наук

Безусловно, его можно и нужно поднимать за счет госзаказа, ведь государство у нас закупает довольно много автомобильной техники. А что касается частного спроса, то здесь гораздо более эффективными по сравнению с субсидированием ставок ( и тем более по сравнению с совершенно бессмысленной тратой денег на доставку автомобилей на Дальний Восток) были бы прямые дотации, если, конечно, они не будут слишком бюрократизированы по своей организации. При этом, конечно, желательно было бы их связать, например, со сдачей старых автомобилей, ведь сегодня у нас ужасающее состояние автопарка и с точки зрения безопасности, и с точки зрения экологии. Однако здесь мы можем столкнуться с тем, что из-за отсутствия системы утилизации, которая уже много лет как работает, например, в Германии, Японии или США, такая программа надолго отложится. Поэтому можно сначала никакой увязки не делать либо сделать какую-нибудь примитивную схему вроде организации стоянок для сданных машин, где они будут ожидать последующей переработки.

Александр Мурычев / исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, доктор экономических наук

К сожалению, меры, которые были приняты до сих пор (фактически протекционистские), ощутимых результатов не дали. Если говорить о поддержке отечественного автопрома (того же АвтоВАЗа), имея в виду в том числе и социальные вопросы, то здесь существует только одна формула: нужно улучшать технологии и при этом удерживать конкурентную цену (если мы говорим о "народном" автомобиле). Однако пока не удалось достичь ни того, ни другого. Посмотрите, если взять как пример немцев, то (хотя их меры отчасти тоже протекционистские) они работают совершенно иначе, ведь там речь идет об очень высоком качестве. Там для людей нужно меньше аргументов, чтобы они покупали произведенные в стране автомобили. Тогда как у нас все гораздо сложнее: видите, даже мера, принятая с учетом географии страны, не срабатывает, хотя вроде бы и выглядит правильной. Если говорить о том же Дальнем Востоке, то там подержанные японские автомобили как пользовались спросом, так и пользуются. Тот, кто к этому качеству привык, лучше купит японскую "десятилетку", чем новые "Жигули". Поэтому, повторюсь, цена должна быть очень доступной, а качество — высоким (пусть и без "наворотов"), тогда все начнет работать. А так, ведь сегодня все меняется, предложение увеличивается и так далее. В России собираются уже и японские, и американские, и европейские автомобили. Поэтому могу сказать даже по своим знакомым: когда у людей стоит вопрос выбора новой машины, а денег не очень много, то они ставят задачу лучше подкопить, но в итоге купить тот же Ford или Renault чуть-чуть подороже. Нужно вкладывать государственные деньги в улучшение производства плюс на первом этапе, возможно, субсидировать низкую цену.

Борис Кашин / член комитета Госдумы по финансовому рынку (фракция КПРФ), член-корреспондент РАН

Что касается субсидирования кредитов, определенный смысл эта мера имеет, но стоит отдавать себе отчет, что в первую очередь за ней стоят именно интересы банков. Поэтому мне кажется, что если иметь в виду окончательный итог своих действий, то для начала стоит дать возможность получить доступ к автомобилям сельской местности. Потому что мои поездки по стране показывают, что сейчас там положение катастрофическое, когда даже до райцентра людям можно доехать только на автобусе, который ходит два раза в неделю.

Обеспечение всех муниципальных образований транспортными средствами за счет бюджета имело бы в конце концов большой эффект для развития и поддержания жизни вообще, а также помогло бы автопроизводителям.

Игорь Чесноков / руководитель аналитического отдела ИА "Интегрум"

Можно пойти по пути, который используется в Германии и США, — стимулировать обновление автопарка. Тем более что у нас имеется огромное количество старых машин. А это является большим потенциалом, чтобы помочь их нынешним владельцам приобрести новое авто. Нужно поддерживать программу компенсаций, тогда люди начнут покупать автомобили. Хотя при учете российской специфики нужен и ряд дополнительных мер. Люди должны поверить в завтрашний день, а для этого, в частности, необходима информационная работа с населением, чтобы наши граждане находились в курсе, что действительно происходит, чего стоит ждать, а чего — нет. И, естественно, должна проводиться масштабная поддержка самих мероприятий по стимулированию спроса.

Источник: gzt

Отзывы