НовостиБанки КалининградаКурсы валютПресс-релизыРейтинг банковСтатьиВакансии банковФорумКредитные организации
Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 14 гостей.

Темп снижения ставки рефинансирования замедлен

11.08.2009 - 08:20
Темп снижения ставки рефинансирования замедлен

В пятницу Банк России в пятый раз за текущий год снизил ставку рефинансирования. Она уменьшена на 0,25% и составляет с сегодняшнего дня 10,75% годовых. В комментариях к решению регулятор впервые признал, что предыдущие шаги по удешевлению денег никак не повлияли на кредитную активность банков, остающуюся на крайне низком уровне. Эксперты ждут, что ЦБ может прекратить активную коррекцию ставки, сосредоточившись на других мерах по насыщению экономики деньгами.

Планомерно понижая стоимость заимствований для банков, ЦБ пытается повлиять на их кредитную активность. Однако сегодняшнее снижение ставки на 0,25% выглядит гораздо менее решительным шагом со стороны ЦБ, чем предыдущие ее четыре снижения на 0,5% за раз. Банк России объяснил проявленную осторожность повышением инфляционных рисков.

Инфляция напомнила о себе

ЦБ сообщил, что за семь месяцев этого года размер инфляции в России составил 8,1%. Это ниже соответствующего показателя 2008 года на 1,2%. Однако данные за июль показали увеличение темпа роста инфляции: 0,6% за месяц, что на 0,1% выше, чем в июле прошлого года.

"С учетом ранее проведенных снижений процентных ставок и принимая во внимание сближение показателей инфляции текущего и предыдущего годов, Банк России принял решение о более осторожном снижении ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям", — говорится в сообщении ЦБ.

В то же время регулятор отметил, что, несмотря на рост потребительских цен в июле, он сохраняет свой прогноз к снижению показателей инфляции в этом году.

В конце июня глава ЦБ Сергей Игнатьев на встрече с премьером Владимиром Путиным сообщил, что инфляция в 2009 году в России будет "намного ниже" заявленных регулятором ранее 13% годовых.

Не менее оптимистичный прогноз по инфляции в России дал в пятницу и Международный валютный фонд, сообщив, что в этом году она составит 11%, а в 2010 году — 9%. Однако пока, по данным Росстата, в годовом исчислении "июль к июлю" инфляция в России составляет 12% годовых. Чтобы удержать ее на уровне выше 13% к концу года, по мнению экспертов, ЦБ, возможно, придется вести себя со ставкой гораздо осторожнее, чем в первом полугодии. "Не думаю, что инфляция будет замедляться, — говорит главный экономист банка "Траст" Евгений Надоршин. — В связи с этим вряд ли ЦБ опустит ставку рефинансирования в этом году ниже 10%".

" Я считаю, что дальнейшее снижение ставки будет негативно для рубля с точки зрения борьбы с инфляцией " , — говорит главный экономист Альфабанка Наталия Орлова. По ее мнению, такие шаги могут раскачать ситуацию на валютном рынке. " Но у ЦБ могут быть свои приоритеты " , — отметила она.

Ставка кредитам не помощник

В своем заявлении по поводу снижения ставки в пятницу ЦБ только намекнул на повышение инфляционных рисков. При этом он предупредил, что в условиях реализации стратегии повышения гибкости курсообразования возможно сохранение высокой волатильности валютного курса рубля, в том числе связанной с изменением мировых цен.

Однако, судя по комментарию к снижению ставки, гораздо больше курса рубля на данном этапе регулятор волнует рынок кредитования.

Снизив с апреля этого года ставку рефинансирования на 2,25 процентного пункта, ЦБ фактически призвал банки на столько же снизить ставки по кредитам. Однако этого не произошло. По данным проведенного ЦБ мониторинга максимальных розничных процентных ставок в 10 крупнейших российских банках, в третей декаде июля они составляли 14,8%.

ЦБ признал, что " кредитная активность банков продолжает оставаться низкой, а процентные ставки для большинства конечных заемщиков — высокими, что сдерживает восстановление экономического роста " .

Однако для банков в настоящее время риски невозвратов по кредитам перевешивают плюсы от удешевления стоимости заимствований. " Для реального сектора кредитные риски сейчас превышают 20% для значительной части компаний " , — говорит аналитик " ВТБ Капитала " Дмитрий Дмитриев. По его мнению, даже если банки вслед за регулятором снизят ставку на 0,25%, заемщики этого не заметят. Впрочем, по словам главного экономиста Deutsche Bank Ярослава Лисоволика, некоторый эффект на рынок кредитования снижение ставки рефинансирования все же возымело.

" В частности, Сбербанк благодаря этому понизил свои ставки по кредитам, и не исключено, что до конца года к нему присоединятся и некоторые менее крупные игроки. Однако значительно снизить стоимость кредитов банки смогут только при условии улучшения ситуации в реальном секторе экономики " , — уверен эксперт.

Поможет ли снижение ставки рефинансирования возродить кредитование?

Гарегин Тосунян / президент Ассоциации российских банков

Да, поможет. Хотя это является одним из необходимых, но недостаточным условием. Для базового снижения процентных ставок коммерческих банков нужно последовательное и неуклонное снижение ставки рефинансирования, а также уменьшение затрат банков, связанных с необходимостью избыточного резервирования, с бесплатным выполнением чрезмерных функций и так далее. А для снижения маржи нужно снижение негатива и, наоборот, создание позитивных настроений на рынке, плюс создание конкуренции. Для этого в свою очередь нужна взвешенная и понятная финансово-кредитная политика, направленная на устойчивость рынка, а не на создание негативных валютных ожиданий, плохих регулятивных ожиданий и тому подобного.

На мой взгляд, сегодня в правительстве и Центробанке существует понимание того, что нужно делать. Правда, из-за зависимости от цен на нефть, от бюджетного дефицита и псевдоборьбы с инфляцией, если вдруг произойдут сильные колебания, возможен поворот вспять. Тем не менее я надеюсь, что подобного не произойдет.

Анатолий Аксаков / член комитета Госдумы по финансовому рынку (фракция "Справедливая Россия"), президент Ассоциации региональных банков России

Отчасти да. Правда, дальнейшие действия Центробанка, как я полагаю, будут осторожнее. Думаю, что где-нибудь в сентябре возможно снижение ставки рефинансирования где-нибудь до 10%. Тогда эта цифра будет уже на грани. Смотрите, не зря сейчас ставка была уменьшена на 0,25%, а не на 0,5%, как в предыдущие периоды. Считаю, что Центральный банк делает все правильно: он как бы проверяет рынок, пытаясь нащупать ситуацию, чтобы и инфляцию не простимулировать, и не простимулировать давление на рубль, и так далее.

Впрочем, на данный момент все зависит от внешнеэкономической конъюнктуры. Если оправдается, что говорят сегодня эксперты о том, что американская экономика разворачивается, тогда следует ожидать и дальнейшего снижения ставок.

Борис Кашин / член комитета Госдумы по финансовому рынку (фракция КПРФ), член-корреспондент РАН

Думаю, что история сегодняшнего кризиса уже доказала существование коренной проблемы: механизм управления процессом кредитования у Центробанка реально отсутствует. Поэтому, конечно, меры вроде снижения ставки рефинансирования дадут определенный результат. Однако основные вопросы останутся: если коммерческий банк заинтересован, например, в переходе в валюту и выводе денег за границу, то ничем вроде того, о чем мы сейчас говорим, этого не изменить. Тогда как одной из наиболее естественных идей является предоставление кредитов промышленным предприятиям непосредственно.

В частности, во Франции существует такой опыт, когда в коммерческом банке ведется отдельный учет государственных средств, которые были ему переданы. Это делается для того, чтобы не было конфликта интересов. Иначе, если коммерческий банк сваливает все деньги в одну кучу, он, само собой, действует на максимизацию прибыли.

Антон Данилов-Данильян / председатель комитета ТПП РФ по инвестиционной политике

Нет, столь незначительное снижение никоим образом не скажется на процессе кредитования. Данный инструмент начинает работать только с уровней, минимум на треть ниже нынешней ставки. А если этого не будет, то и не останется другого пути, кроме как медленное, вялое самостоятельное восстановление рынка. В таком случае получится, что и правительство, и Центральный банк фактически отстранились от того, чтобы как-то влиять на происходящее. В то же самое время в 2001 году в США для преодоления рецессии было принято решение снизить ставку до 1%. И эту ставку держали, хотя она и была существенно ниже инфляции.

Судите сами, банки на что обращают внимание? Они обращают внимание на то, что им якобы мало прибыли: ставка рефинансирования составляет одну величину, а сверху надо навесить еще всякие расходы и прибыль, в результате чего получаем конечную ставку. Если раньше ставка рефинансирования не играла существенной роли ( поскольку у тех же самых банков имелись, например, большие заимствования из-за рубежа) и люди оставляли много средств и на свободных счетах, и на депозитах, то теперь ее роль сильно возросла. Согласно такой логике: чем ниже сейчас ставка рефинансирования, тем ниже будет и ставка выдачи кредитов.

Однако пока имеющимся инструментом воспользоваться у нас не хотят. Мало того, тогда, когда речь идет о восстановлении нормального кредитования российской экономики, я не понимаю, при чем здесь цены на нефть.

Источник: gzt

Отзывы