НовостиБанки КалининградаКурсы валютПресс-релизыРейтинг банковСтатьиВакансии банковФорумКредитные организации

Банки объединяются против подозрительных заемщиков

30.09.2011 - 08:52
Банки объединяются против подозрительных заемщиков

По информации «Известий», пять крупных банков — Сбербанк, Промсвязьбанк, Юникредит Банк, НБ «Траст» и «Тинькофф Кредитные Системы» — объединяются для борьбы с мошенничеством при получении кредитов частными лицами. Они примут участие в проекте по проверке кредитных заявок на добросовестность в рамках единой системы Hunter. Ее тестирование начнется 1 октября. Банкиры надеются снизить риски, уровень невозвратов и сэкономить на издержках при выдаче займов.

Каждая кредитная организация накапливает большой объем информации о своих неблагонадежных клиентах. Теперь данные, полученные от потенциальных заемщиков, банки будут направлять в единую базу, тем самым обмениваясь сведениями. В основе системы лежит движок, ищущий в новых заявках несоответствия или подозрительные совпадения с поданными ранее (например, одна машина находится в залоге сразу у нескольких людей). Также системе не понравится, если один и тот же человек, направляя запросы сразу в несколько банков, указывает разные места работы и жительства, возраст, размер зарплаты и т.п. Если целый ряд параметров будет расходиться, система присвоит заявке статус подозрительной.

— Система Hunter позволит банкам на базе накопленной информации принимать более точные кредитные решения, тем самым пресекая недобросовестные попытки получить кредит, — объясняет участие в проекте директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка Иван Пятков.

А в управлении розничных кредитных рисков Юникредит Банка упирают на то, что Hunter прежде всего позволит существенно сократить время на проверки при рассмотрении заявки.

— Система способна проверить заемщика чуть ли не за минуту. К тому же появляется возможность получить о потенциальном клиенте больше информации, чем содержится в кредитной истории. Например, есть ли у заявителя имущество в залоге, где он работает и т.д., — уточнили в Юникредит Банке.

Привлекает кредитные организации и то, что в проекте участвует акционер Бюро кредитных историй КИ «Экспириан-Интерфакс» — Сбербанк, занимающий 32% рынка кредитования физлиц. Мало кто из банков откажется получить информацию о кредитных заявках, поданных в крупнейший банк страны.

— Система помогает определить, что именно надо проверить у конкретного заемщика, а не просто предлагает позвонить ему на работу и уточнить, сколько он зарабатывает, — заявил директор департамента рисков Сбербанка Вадим Кулик. — Я думаю, что следующим крупным, стратегическим даже в масштабах нашей страны шагом должно стать создание общенационального Hunter. Как, например, в Великобритании или других развитых странах. Для России это было бы серьезным шагом по снижению уровня фрода (мошенничества).

Также Hunter способен выявлять наиболее распространенные мошеннические схемы.

— Например, какая-нибудь фирма «Шишки и мишки» выдает сотням потенциальных заемщиков справки с места работы, а потом, разумеется, исчезает, — рассказывает гендиректор бюро кредитных историй (БКИ) «Экспириан-Интерфакс» (отвечает за внедрение и функционирование Hunter) Даниэль Зеленский.

Первые результаты проекта предполагается обнародовать 18 ноября. В компании Experian (глобальный разработчик информационных решений для финансового сектора), создавшей Hunter, предполагают, что уровень мошенничества в России очень высок — около 5% от общего числа заемщиков-физлиц. Тогда как, к примеру, в Великобритании, где система действует много лет и себя оправдала, — не более 1,5%. Если «пилот» будет успешным, то, по словам Даниэля Зеленского, к системе сразу подключатся еще около 30 банков.

Но «Экспириану» с Hunter придется вступить в жесткую конкуренцию с аналогичной системой, запущенной еще в мае 2010 года другим крупным БКИ — «Эквифакс Кредит Сервисиз». Компания внедрила программу Fraud Prevention Service (FPS), которая также анализирует данные на основе кредитных заявок. Как отмечает гендиректор бюро Олег Лагуткин, система дает возможность выявлять мошенников и исключать недобросовестных заемщиков, пытающихся получить кредит любой ценой, не думая при этом его возвращать.

— Конкуренция будет, поскольку продукты, в общем, схожи, — говорит Олег Лагуткин. — Но мы уже материализовали выигранное на старте время в многомиллионную базу данных и десятки работающих банков-клиентов. И готовы еще поднажать.

Сейчас в рамках FPS уже есть возможность выдавать отчеты на основе огромного количества анкет — около 100 млн. Информацию о заявках банк может купить по цене от 1,5 рублей до 6 рублей за отчет, который можно получить максимум за 30 секунд. Даниэль Зеленский, в свою очередь, стоимость покупки данных в Hunter не раскрывает.

Защитники прав потребителей опасаются, что использование Hunter и FPS нарушает закон о персональных данных. Но Зеленский и Лагуткин в одни голос уверяют, что в системе аккумулируется обезличенная информация: фамилии и имена граждан, подающих заявки на кредит, и часть паспортных данных зашифрованы.

Есть также опасения, что в число «подозрительных» в результате ошибки попадут благонадежные заемщики. Но и на это участники проекта парируют: следить за точностью информации поможет опыт «Экспириан» в плане анализа кредитных историй.

Источник: izvestia

Отзывы