НовостиБанки КалининградаКурсы валютПресс-релизыРейтинг банковСтатьиВакансии банковФорумКредитные организации
Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 6 гостей.

Консервативный банк с хорошими результатами

17 сентября 2014 г. в Санкт-Петербурге состоялся пресс-день, на котором Северо-Западный региональный центр Райффайзенбанка подвел итоги работы в I полугодии 2014 года. Одним из участников мероприятия стал Никита Патрахин, член правления, руководитель дирекции операций на рынках капитала и инвестиционно-банковских услуг Райффайзенбанка, которому мы задали несколько вопросов.

- Не секрет, что коммерческим банкам приходится бороться за клиента с госбанками, за которыми стоит государство с его огромными ресурсами. Каковы особенности работы и принципы борьбы за клиента у коммерческого банка?

Действительно, банковская сфера высококонкурентная: банки конкурируют друг с другом по стоимости предоставления услуг либо по скорости принятия решений иликачеству обслуживания клиентов. Мыстремимся быть лучшим банком по ассортименту продуктов и качеству сервиса. Кроме того, в сравнении с крупнейшими государственными банками мы более гибкие в скорости принятия решений, что позволяет даже небольшим нашим клиентам чувствоватьиндивидуальный подход к себе.

- Повлияла ли политика ЦБ по отзыву лицензий у кредитных организаций на поведение клиентов банка? Есть ли снижение по притоку вкладов или оттоку таковых из банка?

Политика ЦБ влияет на всю банковскую систему. Произошел значительный переток клиентов и, соответственно, активов от более мелких банков к крупным. В том числе, и в Райффайзенбанк, потому что клиенты начинают понимать, что первостепенное значение при выборе банка должны иметь не удобство расположения офиса и размер процентной ставки по депозиту, а надежность и стабильность банка. По итогам 6 месяцев 2014 года совокупный объем средств клиентов Райффайзенбанка увеличился на 10,1 млрд(+2%) и достиг 463 млрд рублей. Главным образом это произошло благодаря приросту остатков на текущих счетах юридических лиц (+28%) и срочным депозитам государственных и общественных организаций.

- Как повлияла экономическая ситуация на работу Райффайзенбанка и поведение клиентов?

В настоящий момент мы наблюдаем замедление во многих отраслях экономики. Мы это видим, в том числе, и по результатам наших корпоративных клиентов. У них сокращается выручка,прибыльность бизнеса, многие снижают свои инвестиционные планы. Поэтому и «кредитное качество» клиентов становится хуже. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в рознице - зарплаты не растут, некоторые компании начинают сокращать сотрудников. Поэтому в целом по банковской системе наблюдается заметный рост просрочкии в розничном и в корпоративном сегментах.Мы на себе это также замечаем, но в значительно меньших масштабах.

Мы не ждем особых осложнений по просрочке, потому что всегда очень консервативно подходили к анализу корпоративных и розничных заемщиков. Хотя для рынка в целом просрочка - это достаточно большая головная боль. И в условиях слаборастущей экономики, к сожалению, не приходится ожидать, что эта проблема быстро исчезнет.

- Каковы прогнозы развития событий в экономике в России и, в частности, в работе самого банка?

Основной эффект, который оказывает ухудшение макроэкономической и геополитической ситуации на экономику России, - это снижение инвестиционной активности и ослабление роста потребления. Кроме того, внешнеэкономические тенденции усиливают фундаментальный тренд на ослабление рубля, что оказывает давление на инфляцию. Введенные против России санкции со стороны США и Евросоюза ухудшают прогнозные ожидания относительно перспектив роста российской экономики, но говорить о рецессии пока преждевременно. По мнению макроаналитиков Райффайзенбанка, даже с учетом текущих негативных тенденций в 2015 году мы все-равно можем прогнозировать рост экономики, хотя и очень низкими темпами.

Если говорить о Райффайзенбанке в сегодняшней ситуации, то мы чувствуем себя достаточно уверенно. В одном из своих недавних заявлений Карл Севельда, председатель правления RBI, говорил о том, что Группа не планирует уходить с российского рынка, а напротив, рассматривает его, как перспективный.

- Каков уровень финансовой грамотности россиян по вашей оценке?

По моим личным ощущениям, финансовая грамотность среднестатистического банковского клиента, по-прежнему, находится на очень низком уровне. В этом направлении нам вместе с клиентами предстоит пройти еще очень большой путь. Также надо отметить, что ЦБ прикладывает много усилий по регулированию розничного рынка банковских услуг и тем самым способствует повышению грамотности и информированности населения. Его стремление минимизировать отраслевые риски и повысить стабильность банковского сектора в целом носят социально ориентированный характер.Сегодня можно констатировать, что принципиальную разницу между мелкими и крупными банками клиенты уже понимают, и это уже хорошо. Но, безусловно, процесс повышения финансовой грамотности будет продолжаться еще долгое время.

- Как вы работаете с розничным клиентом?

Розничный клиент – очень требовательный клиент. Еще очень важно понимать, что когда клиент приходит к нам, он идет в дочерний иностранный банк. У него изначально очень высокие ожидания относительно уровня сервиса, который он получит в нашем банке. Соответственно, чтобы клиент ушел от нас довольным, просто хорошо его обслужить (вежливо поговорить, понятно рассказать, быстро провести необходимую операцию и пр.) мало. Мы должны превзойти его ожидания. Для этого мы должны постоянно заставлять себя думать и креативить, не стоять на месте и постоянно совершенствоваться. Это отличный самомотиватор, который заставляет нас двигаться вперед и оставаться конкурентоспособными на рынке банковских услуг.