Новости | Банки Калининграда | Курсы валют | Пресс-релизы | Рейтинг банков | Статьи | Вакансии банков | Форум | Кредитные организации |
Банки Калининграда
Вход для пользователей
Навигация
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 31 гость.
|
Анатолий Хвостиков: «Нам важно быть ближе к клиенту»Какие банковские продукты сейчас наиболее актуальны для предприятий малого и среднего бизнеса? Насколько сложно контролировать и поддерживать высокое качество услуг? Как следует управлять кредитным портфелем в условиях кризиса? Какие выводы из сложившейся экономической ситуации должны сделать предприниматели? Об этом в интервью Банки.ру рассказал директор департамента по работе с малым бизнесом Росбанка Анатолий ХВОСТИКОВ. — В странах с развитой экономикой доля предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП составляет не менее 55—60%, в то время как в России — не более 17%. Какие проблемы необходимо решить, чтобы стимулировать более активное развитие этого сегмента? — В развитии малого и среднего бизнеса в России важна роль не только банков, но и государства. Существует целый комплекс мер в законодательной и налоговой сферах. Их реализация станет хорошим подспорьем для представителей МСБ, особенно на начальном этапе построения бизнеса. Некоторые шаги в данном направлении уже предприняты. Например, инициативы московского правительства по запрету проведения в регионе необоснованных проверок малых предприятий. Власти Москвы открывают бизнес-инкубаторы, предлагают льготные арендные ставки для представителей МСБ, дают им преимущества, касающиеся выкупа арендованной недвижимости на выгодных условиях. Также необходимо отметить очень важную работу государственных гарантийных и венчурных фондов. Субсидии последних — один из немногих на сегодняшний день инструментов поддержки стартапа. — В чем заключается работа гарантийных фондов? — Они выступают поручителями предпринимателей перед банками, некоторые из них компенсируют процентную ставку по кредитам, полученным предприятиями в коммерческих банках. Эту систему активно поддерживает Министерство экономического развития. Во многих регионах уже созданы такие фонды, самый крупный — в Москве, объем его гарантийного фонда — около 3 миллиардов рублей. Важно, что этот процесс идет по всей России. — Существуют ли у Росбанка какие-либо партнерские программы с государственными организациями, насколько успешно они реализуются? — Росбанк активно сотрудничает с фондами содействия кредитованию малого бизнеса Москвы и Санкт-Петербурга, рядом региональных фондов, «ОПОРОЙ России», Торгово-промышленной палатой, Российским микрофинансовым центром. Мы постоянно участвуем в профильных конференциях, форумах, оказываем предпринимателям правовую и консультационную поддержку. Одна из проблем кредитования этого сегмента — отсутствие качественной управленческой отчетности, мы стараемся им помочь исправить эту ситуацию. — В развитии малого бизнеса огромное значение наряду с господдержкой имеет уровень банковских технологий в России. Как сильно мы уступаем Западу? Или мы равны? — Пока наши методы работы с МСБ значительно отличаются от западных. Но это происходит не столько из-за отсутствия возможности использовать эти технологии, сколько в силу принципиальных различий малого предпринимательства в европейских странах и в России. Исторически подавляющее большинство отечественных предприятий ведут свой бизнес, используя управленческий учет и отчетность, что существенным образом отличает их от европейских. Для западных компаний непонятна ситуация, когда управленческая отчетность отличается от официальной. Другой очень важный момент — иностранные банки имеют доступ к централизованным базам данных, где содержится информация о правах на недвижимость, об учете и регистрации предприятий в налоговой инспекции и т. д. Когда компания приходит за кредитом, чтобы расширить бизнес, банк в короткий срок получает о ней все необходимые данные. При этом исключаются любая фальсификация или сокрытие какой-либо информации. В России нужно значительно больше времени для проверки, необходимо выезжать на место ведения бизнеса, проводить тщательный анализ многих параметров. Такое положение вещей коренным образом сказывается на используемых технологиях и продуктовом ряде. — В какой мере финансовый кризис повлиял на развитие банковских услуг для клиентов МСБ? — Многие банки с началом кризиса заморозили свои отношения с МСБ либо перевели своих клиентов только на расчетно-кассовые или сберегательные услуги. Всего несколько банков не прекращали работу по кредитованию, и Росбанк в их числе. В то же время возникшие в экономике проблемы помешали нам внедрить новый продукт — коммерческую ипотеку, поскольку случился обвал на рынке коммерческой недвижимости. Только сейчас для этого продукта открылись определенные перспективы. Многие предприятия МСБ заинтересованы в том, чтобы, используя падение цены, выкупить арендованные ими помещения, в том числе за счет кредитных ресурсов. Сегодня очень важно аккуратно и грамотно управлять рисками. В этом и состоит искусство любого банка, который и в период кризиса понимает, какие новые продукты и услуги можно и нужно развивать. — Один из способов поддержки предпринимателей в кризисный период — реструктуризация. Есть ли этот инструмент у Росбанка, если да, то насколько успешно он работает? — В марте текущего года у нас был внедрен такой продукт, с его помощью мы начали активно работать со всей клиентской базой не только на стадии просрочки, но и превентивно — общались с клиентами, разъясняли суть этой услуги, ее преимущества. Реструктуризация сейчас — важнейшая функция по поддержке малого предпринимательства, которая позволяет не только сохранить бизнес, но и создать предпосылки для его дальнейшего роста. На 1 октября Росбанк реструктурировал около 400 кредитов на сумму более 500 миллионов рублей. — Можете привести примеры спасенного бизнеса? — Один наш клиент в Красноярске (он занимается продажей светового оборудования — люстр, домашних световых приборов и элементов декора) из-за проблем, возникших вследствие экономического кризиса, потерял сразу две торговые точки. Это повлекло за собой существенное (почти на 30%) падение по оборотам и чистой прибыли. Компания стала испытывать серьезные трудности с уплатой налогов, внесением платежей по кредитам в банк. Когда мы были поставлены в известность об этих проблемах, пошли навстречу. Банк пересмотрел график погашения задолженности с учетом индивидуальных особенностей бизнеса клиента. В результате размер ежемесячного платежа компании был уменьшен на 40% от первоначальной величины, а срок кредитного договора при этом увеличился с 36 до 60 месяцев. Дополнительно к реструктуризации была предложена отсрочка платежа по основному долгу на три месяца. В течение этого времени клиент платил только проценты по кредиту. Также было согласовано отклонение от программы реструктуризации, утвержденной головным офисом банка, — отменена комиссия за реструктуризацию. Ее сумма в сравнении с суммой задолженности незначительна, около 26,5 тысячи рублей, но на тот момент ситуация у клиента была настолько тяжелой, что он считал каждую копейку. Клиент участвовал в разработке комплекса мероприятий по реструктуризации задолженности и в итоге принял все предложенные ему условия. В результате он смог заплатить налоги, сделать закупки нового товара, а также найти в новом районе Красноярска — микрорайоне Северном — интересную торговую точку и взять ее в аренду. В итоге обороты этой новой точки компенсировали потерю двух закрытых. Соответственно, сейчас бизнес не только стабилизировался, но и продолжает расти, а сама компания поддерживает хорошую кредитную историю в банке. Платежи по кредитам поступают вовремя, налоги также платятся своевременно. Компания сохранила бизнес, у нее есть клиенты и средства, чтобы выполнять взятые на себя обязательства. — Какие сберегательные продукты предлагает сегодня банк для МСБ? — Это достаточно широкий сберегательный ряд, в нем есть депозиты с возможностью частичного отзыва, пролонгацией, вклады для руководителей бизнеса. Кроме того, мы ввели дифференцированное начисление процентов на остатки по текущим счетам предприятий, предлагаем банковскую карту для МСБ — очень удобный инструмент. Она оформляется на предприятие и выдается по решению руководства сотрудникам на текущие расходы, связанные со служебной деятельностью, потребительскими целями самого предприятия. — Получается, кризис сместил акценты в банковских услугах с кредитных на сберегательные? — Да, расчетно-кассовые и сберегательные услуги в линейках банков расширяются. В Росбанке они пользуются большим клиентским спросом. Это происходит в том числе благодаря нашей уникальной пакетной системе продаж. Она автоматизирована и позволяет легко и быстро обслуживать большую клиентскую базу. Мы предлагаем несколько типовых пакетов продуктов, среди которых клиент может выбрать то, что ему наиболее интересно. Сейчас Росбанк проводит акцию «Большой шаг навстречу малому бизнесу», в рамках которой до конца текущего года предприниматели смогут бесплатно открыть расчетный счет, подключить систему дистанционного обслуживания «Интернет Клиент-Банк» без абонентской платы, а также получить бизнес-карту (Visa Business Electron, Maestro) и первый год обслуживания карточного счета. Акция стартовала 1 сентября, и за прошлый месяц в банке было дополнительно открыто около 1,5 тысячи новых счетов. — Какие изменения произошли за последнее время в продуктовой линейке Росбанка для МСБ? Появятся ли в ближайшее время новые услуги, предложения? — Мы возобновили авансовый овердрафт, собираемся снизить требования по структуре залогового обеспечения. В наших планах также введение лизингового продукта, этот проект мы готовим совместно с коллегами из Банка Сосьете Женераль Восток. — Поменялась ли стратегия развития Росбанка в работе с МСБ после приобретения французской группой Societe Generale мажоритарного пакета его акций? — Прежде всего к нашей работе с МСБ Societe Generale добавила огромный международный опыт. При этом, конечно, важно понимать, что, несмотря на всю привлекательность высокоразвитой модели западного ведения бизнеса, перенос ее на нашу платформу невозможен полностью в силу причин, о которых мы говорили выше. Тем не менее мы, к примеру, можем использовать опыт Societe Generale в Румынии и Чехии. В частности, систему организации бизнес-центров, которые сейчас уже активно разворачиваются в Москве. Отдельно стоит сказать о формировании института клиентских менеджеров, которые будут сопровождать клиента по всему комплексу банковских услуг. Росбанк переходит от продуктоориентированной модели к клиентоориентированной, наиболее эффективной на сегодняшний день. Сейчас это одна из наших стратегических целей как в розничном сегменте, так и в МСБ. — Один из центральных элементов клиентоориентированной модели — качество услуг. Росбанк входит в число крупнейших в России частных банков и имеет широкую филиальную сеть. Сложно ли контролировать и поддерживать высокое качество услуг? — Ключевой элемент поддержания и контроля качества услуг — хорошо отлаженная система обучения персонала. Это основа основ. При содействии наших коллег из Societe Generale мы провели огромную работу по созданию специализированных курсов, обучению тренеров, которые затем передавали свои знания в регионах. В вопросе повышения качества услуг также важно учесть, что многие отделения Росбанка перешли ему в наследство от банковской группы «ОВК», то есть формировались значительно раньше внедрения в России современных банковских форматов, ориентированных на высокий уровень сервиса. Внутреннее пространство большинства из них было обустроено так, что общение клиента с сотрудником банка шло через переговорное устройство, их разделяла стеклянная панель. Сейчас это уже прошлый век. Современные банки используют открытые пространства, располагающие к свободному и более доверительному общению. В Росбанке уже идет переоборудование отделений, это сложный и длительный процесс, но тем не менее мы сейчас активно его разворачиваем. — Что вы считаете главным достижением банка за последние несколько лет в части кредитования МСБ? — Основное достижение заключается в том, что за четыре года мы превратились в надежного партнера для представителей МСБ. Кризис стал хорошей проверкой наших отношений. Несмотря на сложности в экономике, Росбанк продолжает выполнять все свои обязательства. Предоставление качественных услуг малому бизнесу наряду с розничным сегментом стало стратегическим направлением нашей работы. На рынке кредитования малого и среднего бизнеса Росбанк работает с 2005 года. За этот период более 22 тысяч малых и средних предприятий и предпринимателей получили кредиты на сумму более 28 миллиардов рублей. Кредитный портфель на 1 октября 2009 года составил 7 миллиардов. С 2005-го произошло много изменений в части условий кредитования и разнообразия кредитных программ. Четыре года назад мы выходили на рынок с одной программой «Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса». Безусловно, сегодня линейка кредитных продуктов значительно расширилась и насчитывает уже шесть специализированных программ для МСБ, разработанных на основе анализа предпочтений наших клиентов. — Вы работаете с предпринимателями, помогаете им строить и развивать бизнес. А если бы вам представилась возможность, какое дело открыли бы сами? — Мне нравится деятельность, которая связана с некой интеграцией производства и торговли. У наших клиентов есть успешные примеры подобного предпринимательства. Например, один из них создал с нуля производство «живого» пива в Подмосковье, наладил систему дистрибуции и на сегодняшний момент владеет устойчивым и стабильным бизнесом. Есть и другие яркие примеры, но особенно мне импонирует то, чем занимается один из наших клиентов, мой хороший товарищ. У него удивительный и очень непростой бизнес — производство медицинской техники, в частности маммографов — аппаратов для исследования женских молочных желез. Его проект участвовал в национальной программе здравоохранения. Мне было бы интересно этим заниматься, поскольку этот бизнес объединяет в себе новые технологии, современную организацию рабочего процесса, вопросы менеджмента, управление финансами, работу с банками, дистрибуцию. Относительно небольшое предприятие численностью 200 человек решает интересные, сложные и зачастую инновационные задачи. — По вашему мнению, какие выводы следует сделать предпринимателям из кризиса? — Прежде всего не нужно пасовать перед теми трудностями, которые он привнес. Всегда надо оставаться оптимистами и искать решения для возникающих проблем. Вместе с тем необходимо понимать, что наступили серьезные перемены и сегодня важно приспособиться к новым условиям, не стоит пребывать в иллюзиях легкого роста. Учитесь искусству антикризисного управления. Беседовала Екатерина ВАСИЛЬЕВА, Banki.ru Источник: Banki.ru ипотека
кредит
курсы валют
вакансии банков
Калининград
валюта
Банк Москвы
Вклады Калининград
банки
банки Калининграда
Сбербанк
Сбербанк Калининград
новости калининграда
Россельхозбанк
ставки по вкладам
курс доллара
кредиты
рейтинг банков
Райффайзенбанк
банк
Альфа-Банк
Промсвязьбанк
новости банков
курс евро
вклады
|
Курс ЦБ на 22.11.24
1$ = 100.68
1€ = 106.08
Полезно знать
Последние темы форума
|