НовостиБанки КалининградаКурсы валютПресс-релизыРейтинг банковСтатьиВакансии банковФорумКредитные организации
Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 3 гостя.

Мнения о том, нужен ли "плохой" банк России, разделились

08.06.2009 - 08:29

Президент Дмитрий Медведев, выступая на Петербургском экономическом форуме (ПЭФ), высказался против создания специального банка «плохих» активов. Между тем у этой идеи по-прежнему остаются влиятельные сторонники. Герман Греф на питерском форуме промоутировал ее как главное средство на пути борьбы с кризисом, а глава РСПП Александр Шохин напрямую высказался о необходимости принятия решения, противоположного мнению Медведева. Тем временем российские власти, похоже, уже согласились, что второй волны кризиса не избежать. Но средства на борьбу с ним есть, а методы известны, утверждал на форуме министр финансов Алексей Кудрин.

«Не думаю, что для России сегодня оптимальной является концентрация проблемных активов в так называемом «плохом» банке», — сказал президент Медведев, выступая на ПЭФ. По его мнению, расчистка банковских балансов от «токсичных» активов должна происходить путем рекапитализации банков за счет банковских средств и механизмов поддержки заемщиков. Мысль президента развил первый вице-премьер Игорь Шувалов: «Мы приняли решение и не считаем правильным выделять из коммерческого банка «плохие» активы. Мы не хотим связывать себя отношениями по формированию банка «плохих» активов. Наша модель — мы предоставим помощь банкам на пополнение своего капитала на пропорциональной основе. Государство предоставляет свой капитал, акционеры — свой».

Однако у этой идеи есть и противники. Банк «плохих» активов должен быть создан, уверен Александр Шохин. «Этот банк первым делом должен купить «плохую» ипотеку, — отметил он. — Необходимо, чтобы государство само реструктурировало старые кредиты, предоставляя те или иные льготы заемщикам, а банки в это время смогли бы пойти вперед, предоставляя ипотеку новым группам заемщиков».

Именно рост просроченной задолженности, по мнению многих экспертов, выступивших на финансовых сессиях ПЭФ, вызовет вторую волну кризиса. Такой точки зрения придерживается и Алексей Кудрин. «Невозвраты по итогам марта составили 3,1% по российской методологии и около 7,5% — по международной. Скорее всего мы придем в точку 10%, что является признаком банковского кризиса», — беспокоится министр. Гендиректор Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов более категоричен и к концу года ожидает, что объемы «плохих» долгов достигнут 20%. «Для нас такой сценарий не станет неожиданным. Мы подготовили широкий спектр мер», — успокоил Алексей Кудрин.

«Банк «плохих» активов для банковской системы России — это очень трудное решение», — заявил радиостанции Business FM председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. По его мнению, лучше оставить решение проблемы «плохих» долгов самим банкам. «Коммерческий банк может внутри себя создать «плохой» банк, и многие по этому пути уже пошли. Другое дело, когда банк это делает, у него возникают проблемы с капиталом. И здесь роль государства могла бы быть в том, чтобы достаточно своевременно увидеть эти проблемы и принять решение о том, как быть в такой ситуации», — дополняет г-н Вьюгин.

При таком сценарии вывод «токсичных» активов может затянуться. В конце прошлой недели глава Сбербанка Герман Греф представил исследование по оптимальному выходу российской банковской системы из кризиса на основе опыта выхода из кризисов 11 стран за последние 30 лет. «Выяснилась очень простая закономерность. Из кризиса выходили быстрее те страны, которые максимум внимания уделяли расчистке банковских балансов. Более того, есть обратная закономерность. Пока проблема «плохих» активов на балансах банков решена не была, подъем в экономике не начинался», — сказал глава Сбербанка Герман Греф.

Однако многие эксперты считают, что другого исследования от Сбербанка, перед которым могут возникнуть проблемы «плохих» «политических» долгов, и нельзя было ожидать. «Исследование Сбербанка относится к локальным кризисам, а теперь мы имеем глобальный кризис. Поэтому правила, извлеченные из описываемых кризисов, нельзя распространять на сегодняшний кризис. Даже несмотря на расчистку банковских балансов, бурного роста может не наступить. Тем более итогом кризиса может стать глобальный пересмотр частным бизнесом подходов к развитию на заемные средства», — полагает главный экономист банка «Траст» Евгений Надоршин. «Странно, если бы Герман Оскарович придумал что-то другое, — говорит экс-владелец инвестиционного банка «КИТ Финанс» Александр Винокуров. — Вряд ли бы я расставлял приоритеты очень четко. Но то, что это является необходимым условием, очевидно».

Источник: РБК daily

Отзывы