НовостиБанки КалининградаКурсы валютПресс-релизыРейтинг банковСтатьиВакансии банковФорумКредитные организации
Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 17 гостей.

Население начало копить деньги

27.11.2008 - 10:08

На «круглом столе» «Уроки кризиса: новая стратегия экономически активного населения», организованном журналом «Наши деньги», представители банков, управляющих компаний и пенсионных фондов обсуждали глубину влияния финансового кризиса на реальный сектор экономики России. Как отметил вице-президент Ассоциации региональных банков России Владимир Гамза, нынешний кризис не похож ни на один другой в новой российской истории. «Кризис 1998 года в России был кризисом ликвидности на фоне нормального состояния мировой экономики, что позволило нам достаточно быстро выйти из него, особенно в условиях, когда начали расти цены на энергоносители. Кризис 2004 года — это кризис ликвидности на фоне резкой стерилизации денежной массы в стране. Сегодняшний же кризис — это комплексный экономический мировой кризис, с которым мы еще не сталкивались», — говорит он. По мнению Владимира Гамзы, именно от последствий этого кризиса будет зависеть будущее состояние мировой экономики. При этом, как отмечает эксперт, зависимость экономики России от цен на энергоносители может помешать плавному выходу из кризисной ситуации. По его словам, ВВП России и бюджет на 40% зависят от цен на энергоносители. Если цена на нефть будет выше 50 долл. за баррель, никаких серьезных последствий этот кризис для России не принесет. Если же цена на нефть будет меньше 50 долл., то бюджет станет дефицитным. «За те восемь лет, что у нас были, мы не смогли перестроить ВВП и уйти от очень тяжелой зависимости. Между тем арабские страны поняли, чем чревата эта зависимость, и на сегодняшний день эти страны снизили зависимость ВВП от цен на энергоносители до 10%», — подчеркивает Владимир Гамза. Он не исключил, что тех запасов ликвидности, которые российское правительство накопило, может быть недостаточно для того, чтобы смягчить последствия мирового кризиса.

В свою очередь содиректор управления «Персональные инвестиции и финансы» УК «Тройка Диалог» Юрий Белонощенко считает, что кризис 1998 года показал, что фондовый рынок является достаточно четким опережающим индикатором, который выражает кризисные явления, и данный факт можно перенести на сегодняшнюю ситуацию. «Что сейчас происходит?! Рынок находится даже не на дне, а в такой глубокой дыре, куда провалились все инструменты, обращающиеся на бирже. И ценовые ориентиры не отражают уже ни фундаментальные, ни технические модели. Можно сказать, что это некое промежуточное дно, и кризиса в реальной экономике пока еще нет», — говорит он. По его оценкам, пик последствий кризиса для реального сектора экономики можно будет увидеть через полгода — девять месяцев, то есть весной—летом 2009 года. «Только тогда мы сможем оценить всю глубину кризиса. Сейчас это пока фондовый рынок, который с опережением продемонстрировал, что нас ждет», — говорит Юрий Белонощенко.

Директор департамента по развитию корпоративного бизнеса Юниаструм Банка Оксана Любивая также считает, что на сегодняшний день невозможно оценить те потери, которые мы понесем в дальнейшем. «И мы сейчас даже не на самом дне, а просто потихонечку туда скатываемся, и падение будет еще большим», — говорит она. По ее мнению, система рефинансирования ЦБ не позволяет осуществлять кредитование реального сектора: «Ресурсы, которые получают банки, — сроком всего на несколько недель, это несопоставимо с тем, в чем сейчас нуждается банковский сектор». Она отметила, что необходимо более активно использовать резервный фонд для инвестирования его в реальный сектор экономики, «чтобы стать хоть чуть-чуть независимым от того, что происходит с европейскими и американскими рынками».

Управляющий директор УК «БКС» Владимир Солодухин отметил, что российское правительство действует с очень серьезной задержкой. «За последние годы наши люди научились жить нормально, и вот за несколько недель мы потеряли все. И в очередной раз никто не был подготовлен к таким событиям — ни правительство, ни ЦБ», — подчеркнул он.

Как отмечают эксперты, сокращение персонала в реальном секторе экономики неизбежно, особенно на предприятиях, ориентированных на экспорт. Как считает старший вице-президент Промсвязьбанка Константин Басманов, в наследство от советской экономики России досталась система производства, в которой крупные экспортно-ориентированные предприятия сконцентрированы в относительно небольших городах. По его мнению, реструктуризация долгов этих предприятий в рамках борьбы с последствиями кризиса может заставить руководство прибегнуть к сокращению персонала. «Представьте себе сокращение на 20% в Череповце, Липецке или Магнитогорске. Для этих городов такое сокращение станет социальной катастрофой», — говорит он. Что же касается Москвы, говорит эксперт, то проблема сокращений в малой степени коснется среднего класса, большая напряженность будет ощущаться в «точечных секторах, где работает более маргинальная часть людей, например стройки».

Как считает директор Центра маркетинговых исследований ВТБ 24 Дмитрий Лепетиков, современный средний класс в России выгодно отличается от среднего класса США 30-х годов: «Наш средний класс во многом сам сформировался, это люди, которые самостоятельно добились в жизни своего текущего положения. А значит, активность этих людей и их способность переживать различные катаклизмы в несколько раз выше». Юрий Белонощенко отметил, что те сокращения, которые уже произошли в финансовой сфере, не коснулись наиболее успешных людей. «Мы в период начала этого кризиса начали делать новые продукты, рассчитывая взять на работу профессионалов не по заоблачным ценам. В результате мы так и не увидели сильных и свободных людей на рынке», — говорит он.

Тем временем, опасаясь потери работы или сокращения заработной платы, средний класс уже начал сокращать свои расходы и готовить подушку ликвидности. «Ритейлеры, с которыми мы работаем, говорят, что за сентябрь—октябрь на 15% в рублевом выражении упали продажи продуктов питания. Это говорит о том, что меняется структура спроса в сторону менее дорогих продуктов», — подчеркнул Константин Басманов. В свою очередь управляющий директор блока «Розничный бизнес» Банка Москвы Алла Цытович сообщила, что на рынке появилась новая тенденция: с начала сентября люди начали копить деньги, делать финансовую подушку. «Если в августе клиенты интересовались краткосрочными вложениями, на месяц например, то теперь они закрывают короткие вклады, перекладываясь в долгосрочные — на два-три года», — говорит она. Кроме того, отметила Алла Цытович, появилась еще одна интересная тенденция в ипотечном кредитовании: «Если раньше люди стремились досрочно погасить ипотечный кредит, то сейчас свободные деньги кладутся во вклад».

Константин Басманов рекомендует делать подушку безопасности именно сейчас, если через полгода финансовое состояние человека несильно ухудшится, то можно и потратить отложенные деньги. «Волна сокращений в первом полугодии следующего года разрядит обстановку, люди поймут, на что им рассчитывать», — отметил он. Владимир Гамза советует диверсифицировать свои вложения, например, держать свои деньги в корзине примерно так: 50% — рубли и по 25% — в долларах и евро. При этом, как считает генеральный директор УК «ВТБ Управление активами» Наталья Плугарь, надо привыкнуть строить свой финансовый план, чтобы понять расходы и доходы. Она отметила, что даже сейчас потребительские кредиты продолжают брать большое количество людей при том, что у многих доход не превышает 15 тыс. руб. «Они берут кредиты, не думая о том, как они будут их гасить. Неспособность в будущем этой категории людей вернуть кредит будет иметь большой социальный негативный эффект», — считает она.

Источник: РБК

Отзывы